МОСКВА, РИА «Новости» - Петр Гончаров.Ситуация, сложившаяся вокруг ядерной программы Ирана после заявления Джорджа Буша о том, что США надеются решить эту проблему «дипломатическим путем», но не собираются «убирать со стола все варианты», вот уже более недели будоражит мировое сообщество. И не мудрено - под «всеми вариантами» Буша мир узрел, в первую очередь, прозрачный намек на военную операцию США против Ирана.
В Вашингтоне сказали и забыли, предоставив другим гадать – действительно ли США начинают раскручивать иранскую проблему подобно иракской в 2003 году или же просто блефуют? Масла в огонь добавил еще и вице-президент Дик Чейни, выразив опасения по поводу того, что Израиль «может решить действовать» на упреждение Ирана в попытке ликвидировать ядерную угрозу в свой адрес. И хотя вице-премьер Израиля Шимон Перес предостерег и свою страну, и США, и другие страны от каких-либо силовых действий в отношении Ирана, не убедившись предварительно, что все дипломатические меры исчерпаны, остроты проблемы это не убавило.
Известно, что Израиль считает Иран главной проблемой Ближнего Востока и региональным центром терроризма. По его мнению, Иран не только стремится создать ядерный потенциал, но и с «религиозной зеленой окраской». К тому же, шеф «Моссада» Меир Даган на заседании комиссии кнессета по иностранным делам и обороне заявил о том, что уже в ближайшее время Иран подойдет к той черте в разрабатываемой им ядерной программе, за которой неизбежно начинается производство ядерного оружия. Поэтому, уж коль скоро и Израиль предостерегает от поспешных силовых действий в отношении Ирана, в том числе конкретно и США, значит основания для озабоченности есть.
По мнению многих российских экспертов, США не готовы и не пойдут на военную акцию против Ирана при нынешней расстановке сил, и политических, и военных. С их стороны было бы «безумием» проведение еще одной (наряду с иракской) военной операции. Причем, это в равной мере относится и к крупномасштабной операции с участием сухопутных сил на территории Ирана, и к операции, которая ограничивалась бы только нанесением авиационных точечных ударов по иранским «ядерным» объектам. На фоне того, что имеют США в Ираке, Вашингтону впору думать о том, как выпутаться из иракской ситуации, а не о том, как расширить конфликт на территорию Ирана - страны мощной и в военном, и в экономическом отношениях. Руководитель центра международной безопасности Института международной экономики и международных отношений Алексей Арбатов считает, что у США просто не хватит сил для широкомасштабной операции. Иран – не Ирак, причем - во всех отношениях: и по рельефу местности, и по характеру страны, и по характеру населения, и по природе самого режима. В Иране неизбежно отчаянное сопротивление, и этого не могут не понимать в аналитических центрах ВС и ЦРУ США.
Что же касается возможных авиационных ударов по отдельным иранским объектам, вызывающим подозрения как ядерные, то этого будет достаточно, чтобы Иран посчитал для себя возможным вступить в войну. Иран в долгу не останется и сделает все возможное, чтобы нанести максимальный ущерб войскам США, которые находятся вблизи Ирана, американским оккупационным войскам в Ираке и станет напрямую помогать тем группировкам, которые воюют против американских войск в Ираке, считает Арбатов.
Аналогичных взглядов придерживается и другой российский эксперт, профессор-востоковед Владимир Сажин. По его мнению, авиаудары по иранским «подозрительным» объектам не достигнут цели. Иран, учитывая печальный опыт Ирака времен «Бури в пустыне», когда 14 самолетов Израиля одним налетом уничтожили ядерный центр «Озирак», заблаговременно рассредоточил эти объекты в горах, сделав их практически недосягаемыми для авиации. С другой стороны, США просто не могут не учитывать и того факта, что из 800-тысячной армады иранских ВС и корпуса «стражей революции» 75% их сухопутных и воздушных частей и соединений сосредоточены на западном, иракском направлении. А то, что эта громада будет использована в Ираке против США, сомневаться не приходится. При этом не следует игнорировать и то, что военная подготовка иранских ВС не идет ни в какое сравнение с иракскими, «без боя сдавших Багдад».
Итак, напрашивается вывод. Если США нанесут удар по Ирану, это неизбежно приведет к тому, что огромная часть региона, включающая территории Ирака, Ирана, и, по всей вероятности, Афганистана, превратится в зону нестабильности на достаточно долгий период. В результате, США вместо демократизации региона, согласно их плану Большого Ближнего Востока, рискуют получить укрепление власти исламских радикалов. Стоит ли так рисковать?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции