Итак, 20 депутатов написали письмо в прокуратуру о необходимости закрыть все еврейские религиозные и национальные организации. Потом (очевидно – после звонка из Администрации с криком: «Совсем … … … мать!») отважные патриоты отозвали письмо в целом и свои подписи персонально, отключили телефоны, залезли под стол. Так, очередной оговорочкой и кончилась попытка «Руси православной» отметить 60-летие освобождения Освенцима.
Прошло уже достаточно времени, первый выброс адреналина, который я ощутил, прочитав это роскошное письмо, к сожалению прошел. Приходится писать на холодную голову.
Совершенно верно сказал протоиерей о.В.Чаплин. «В историческом наследии разных религий можно найти много жестоких и обидных слов в отношении инаковерующих. … Если оценивать межрелигиозные отношения по древним памятникам, то все древние книги можно объявить экстремистскими». Абсолютно точно. Надо лишь добавить, что 20 депутатов ГД именно и живут (продолжают жить) в Средневековье – и видят свою государственную задачу в том, чтобы перевести на то же время стрелки курантов на Спасской башне. Собственно к этому – вперед в Средневековье ! – и сводится их письмо, с щедрыми цитатами из еврейских книг XVI века, с обвинениями в ритуальных убийствах, с требованием закрыть синагоги, а, на самом деле – загнать «убийц Христа» в гетто, если не в Освенцим …
Да, 20 депутатов ГД смотрят ТВ, ездят на «ауди», летают на самолетах и включают Интернет, не выходя из Средних веков. А вот о.В.Чаплин живет в XXI веке. В этом вся «маленькая разница».
Но какова же, все-таки, реакция властей, тоже, вероятно, вынужденных считаться с суровыми реалиями XXI века ?
«Не тронь … оно вонять не будет» - так определил свое отношение к «патриотической песне» прокурор Устинов.
По-житейски, это кажется правильным. Думаю, что примерно так, со вздохом рассуждает и большая часть еврейских стариков, доживающих свой век в России (как известно, больше половины из 200.000 евреев, оставшихся в России и составляющих, по смелой мысли патриотов, ее главное несчастье – люди, которым хорошо за 50; их дети или уехали, или «полуевреи», «четвертьевреи» и т.д. и т.п.). Кроме того, нельзя не согласиться, что запах, цвет и прочие характеристики «патриотического блюда» г-н прокурор обозначил весьма точно.
Да, именно такова позиция властей. Как и у стариков она продиктована инстинктом самосохранения. Старые евреи и «молодой, здоровый Кремль» едины в одном : в глубоком и молчаливом убеждении, что Россия – страна безнадежно антисемитская («кухонный антисемитизм в России неискореним» - опять же цитата из Устинова). А потому – не трожь, вонять не будет …
Что ж – отчасти я согласен с таким пониманием ситуации. Действительно, в СССР было 2.000.000 евреев (перепись 1970 года), уехало, по официальным данным 1.700.000, да еще естественная убыль от ассимиляции. Так и осталось 200.000 – за 30 лет уменьшение в 10 раз ! Казалось бы, нетрудно сообразить, что если все несчастья России от евреев, то раз число евреев уменьшилось в 10 раз, жизнь в России должна резко, скачком улучшиться. А если этого не произошло, то, наверное, не в евреях дело, впору пересматривать исходную аксиому. Однако, этого не происходит. Как в Польше, как в Румынии, Прибалтике, других странах начинается последняя фаза антисемитизма – евреев нет, еврейский вопрос есть. Доводы разума бессильны, поделать с этим нечего, остается «не трогать» и надеяться, что со временем … окаменеет, перестанет вонять, а затем и вовсе в труху обратится.
Однако, жизнь опровергает этот фаталистический взгляд. «Не трогать» значит – не убирать. А если «оно» не убирается, то вонь резко нарастает, на каждом шагу начинаешь вляпываться, подошву не ототрешь. Что и происходит …
И здесь надо четко понять разницу между «кухонным» и «политическим» антисемитизмом. Первый, действительно, частное дело любого крутова. Сиди дома, жди погрома (т.е. мечтай о нем). Хотеть – полезно, а больше уже ничего не хочется …
Но справляй нужду дома ! А если вылез с этим на улицу, то рискуешь нарваться ! И уж если сунулся «прямо с нуждой» да во двор прокуратуры – нарвешься наверняка. Но если в прокуратуре тебя не хватают за шкирку, а меланхолично отвечают «а пошел бы ты, Вася, не вонял тут …», то иначе, чем поощрением это не назовешь.
Вполне возможно, что в Европе антисемитов не меньше, чем в России. Инцидентов с избиениями евреев там, во всяком случае, фиксируют больше. Но ни один депутат парламента, чтобы он не думал «дома», не посмеет подписывать тот бред, с которым 20 членов Думы сунулось прямо в прокуратуру ! Почему не посмеет ? Потому что услышит в ответ не «а пошел бы ты … !», а совсем другое «Вы, г-н Х. нарушили закон такой-то, параграф такой-то и против Вас возбуждается уголовное дело по признакам таким-то» - ну и прочая юридическая занудь.
Вот вся разница между обществом правовым и бесправным, Россией и Европой, XXI веком и Средними веками. Поэтому там вероятность фашизма много меньше, чем у нас.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции