"Научные организации сегодня практически утратили источники воспроизводства кадрового потенциала из-за отсутствия притока молодых специалистов, а результаты их деятельности почти невостребованы инновационной сферой", - отметил в докладе директор Департамента государственной политики и инноваций министерства Дмитрий Ливанов.
В настоящее время доля России на мировом рынке высоких технологий не превышает 1%. По мнению разработчиков доклада, это связано с резким сокращением финансирования научно-образовательной сферы, а также отсутствием спроса на научную продукцию и высококлассных специалистов.
Согласно статистическим данным, количество организаций, занимающихся исследованиями и разработками, сократилось в стране за 6 лет с 4 тысяч 137 до 3 тысяч 797. Основная причина оттока кадров из сферы научных исследований и разработок - низкая зарплата.
По мнению разработчиков доклада, интеграция науки и образования должна обеспечить повышение качества образования и подготовки научно-технических кадров, повысить эффективность использования бюджетных средств, активизировать взаимосвязь с бизнесом и процессы коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок.
Как отметил Ливанов, взаимодействие ведущих ведущих академических институтов и высших учебных заведений может осуществляться в разнообразных формах: "от совместных научно-образовательных объединений до испытательных центров и полигонов, технологических парков, научно-технических и инновационных фирм".
"На первом этапе федеральные исследовательские университеты могут определяться из числа ведущих вузов страны, имеющих международный рейтинг и обладающих признанными научными школами, собственной инфраструктурой и научно-экспериментальной базой", - отметил Ливанов.
При этом, по его словам, должно учитываться высокое качество и мультидисциплинарных проводимых исследований.
Как напомнил на коллегии министр образования и науки Андрей Фурсенко, в весеннюю сессию Госдума рассмотрит законопроект о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", а также в Закон об образовании и о высшем и послевузовском образовании по вопросам интеграции.