МОСКВА, 9 дек - РИА "Новости". В России в 2008 году планируется полностью перейти на двухуровневое профессиональное образование, включающее бакалавриат и магистратуру, сообщил в четверг на заседании правительства РФ министр образования и науки Андрей Фурсенко.
По его словам, это предусмотрено законопроектом, который подготовлен министерством и в настоящее время проходит процедуру ведомственного согласования.
"Законопроект предусматривает, что мы должны завершить этот переход к 2008 году", - сказал Фурсенко.
При этом он подчеркнул, что двухуровневое образование "не является чем-то принципиально новым для нашей страны: подготовка кадров всегда включала в себя этап общих знаний и этап специализации".
По словам министра, предлагаемые нововведения дают студентам больше возможностей получить профессиональное образование, например, степень бакалавра получить в одном вузе, а степень магистра - в другом.
В свою очередь ректор МГУ Виктор Садовничий подверг сомнению систему двухуровневого образования в сфере фундаментальных наук.
"Я хотел бы подвергнуть сомнению систему "бакалавр-магистр", - сказал Садовничий на заседании правительства.
По его мнению, для таких направлений подготовки, как химия, математика, другие фундаментальные науки, "должен быть сохранен специалитет" - пятилетняя подготовка с присвоением квалификации специалиста.
Как заявил Садовничий, в высшем образовании должна быть не двухуровневая, а многоуровневая система, так как, по словам ректора, планируемая система "бакалавр-магистр" не позволит получить степень доктора наук.
"Мы потеряем нашего доктора, а это трагедия", - подчеркнул Садовничий. Он отметил, что в системе высшего образования должно быть место и бакалаврам, и аспирантам, и магистрам, и докторам.
Ректор также заметил, что "все окружающие нас страны, включая Польшу, тратят на образование от 7% до 9% ВВП".
"До тех пор, пока профессор будет получать 4-5 тысяч рублей, меньше среднего уровня зарплаты, мы не можем говорить о создании кадрового потенциала", - сказал Садовничий.
Он также выступил с идеей создания Кодекса об образовании, чтобы "собрать все законы по образованию вместе".
"Это стратегический вопрос для нас", - подчеркнул он.
Фурсенко также сообщил, что министерство подготовило еще ряд законопроектов, в которых заложены приоритетные направления развития российского образования.
Это, в частности, проект закона о привлечении работодателей к прогнозированию потребности в кадрах, разработке стандартов профессионального образования, участию в контроле за качеством образования.
Еще один законопроект предполагает изменение порядка реализации программ дополнительного профессионального образования. "Уже к 2006 году мы предполагаем создать в секторе дополнительного профессионального образования сеть негосударственных организаций нового типа", - отметил министр.
Другой проект закона предполагает повышение доступности профессионального образования для лиц, отслуживших в армии по контракту. Документ, в частности, предусматривает создание для контрактников бесплатных подготовительных отделений и повышение стипендий этой категории учащихся. Эту программу предполагается начать реализовывать также с 2006 года, сообщил Фурсенко.
Последний законопроект из этого пакета предусматривает расширение круга организаций, имеющих право заниматься научной и образовательной деятельностью. Согласно документу, уже в 2005 году должны быть сняты искусственные ограничения, мешающие научным учреждениям заниматься образовательной деятельностью, а образовательным - научной деятельностью.
"Мы надеемся, что все эти законопроекты будут внесены и приняты в весеннюю сессию Думы", - сказал Фурсенко.