- Как сообщалось, 9 декабря в Брюсселе Сергей Лавров примет участие в заседании Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне министров иностранных дел, а также министерской встрече Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) - консультативного органа 46 стран, включая Россию, сотрудничающих с НАТО в рамках программы "Партнерство ради мира" (ПРМ). Что предполагается обсудить на заседании СРН?
- В повестке дня заседания Совета Россия-НАТО - подведение итогов деятельности Совета за текущий год, поиск перспективных направлений практического сотрудничества, обсуждение и принятие Программы работы СРН на 2005 год, в которой основной упор будет сделан на развитие политического диалога и практического взаимодействия, в том числе между военными.
Опыт сотрудничества под эгидой Совета Россия-НАТО со времени исторического саммита в Пратика-ди-Маре свидетельствует о востребованности СРН. Совет становится важной переговорной площадкой для сближения наших подходов по ключевым темам международной и европейской безопасности, включая проблемные вопросы.
Цель предпринимаемых усилий близка и понятна каждому - добиваться более эффективного использования имеющихся в распоряжении России и стран альянса значительных потенциалов в деле противодействия новым вызовам и угрозам (международному терроризму, региональным кризисам, распространению ОМУ, наркотрафику и другим). Это поможет укрепить безопасность и стабильность на всем евроатлантическом пространстве.
- Каков на сегодня баланс взаимодействия Россия-НАТО?
- Сотрудничество Россия-НАТО, похоже, выдерживает испытание временем. В целом без потерь удалось преодолеть непростой период в наших отношениях, связанный с завершением очередного раунда расширения НАТО. В Стамбуле и после него руководство НАТО подтвердило свои обязательства по военной сдержанности. От новых членов были получены заверения в готовности присоединиться к адаптированному ДОВСЕ, как только это станет возможным, а до этого не предпринимать никаких действий, которые противоречили бы предмету и целям Договора. Подтверждено, что на территориях новых членов не появится ядерное оружие.
Однако негативные наслоения в наших отношениях, которые сопутствовали последнему расширению НАТО, окончательно еще не преодолены. После присоединения стран Балтии к альянсу на их территории НАТО ведет глубокую модернизацию ряда объектов военной инфраструктуры. И это не может не вызывать у нас обоснованное беспокойство. Нам нужна твердая уверенность в том, что альянс будет следовать взятым на себя договорным и политическим обязательствам в сфере контроля над вооружениями.
- Какие проблемы в области контроля над вооружениями требуют разрешения?
- В этом контексте нужна совместная проработка дополнительных мер доверия и предотвращения инцидентов, связанных с военной деятельностью вдоль линии соприкосновения России и НАТО. Мы будем продолжать поднимать данную тему перед натовцами, поскольку от улучшения климата доверия и предсказуемости, степени учета интересов безопасности нашей страны во многом зависит дальнейшая динамика развития партнерства Россия-НАТО.
К сожалению, до сих пор остается нерешенной проблема запуска ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ, который является материальной основой отношений с НАТО. Дело тормозят наши партнеры, ссылаясь на ими же придуманные увязки с обязательствами, непосредственного отношения к адаптированному ДОВСЕ не имеющими. Россия вслед за Украиной, Белоруссией и Казахстаном ратифицировала Соглашение об адаптации ДОВСЕ и, тем самым, выполнила главное обязательство так называемого "стамбульского пакета". Все уже смогли убедиться в том, что затянувшиеся политические маневры вокруг ДОВСЕ бесперспективны и лишь осложняют решение остающихся элементов стамбульских договоренностей на двусторонней основе с Грузией и Молдавией. Давить на Россию путем отказа от ратификации адаптированного ДОВСЕ, по меньшей мере, нелогично.
- Какие имеются перспективные проекты сотрудничества с НАТО?
- Министерское заседание в Брюсселе призвано дать дополнительный политический импульс перспективным проектам сотрудничества под эгидой СРН, прежде всего по противодействию международному терроризму. Предполагается, в частности, утвердить годовой План действий Совета Россия-НАТО по борьбе с этим злом. Все мы понимаем важность и актуальность документа. Последняя серия терактов, в том числе в Беслане, еще раз показала императивность объединения наших усилий. Мы высоко оценили солидарность с нами стран-членов СРН, выраженную в заявлении Совета от 7 сентября, в ясных высказываниях генерального секретаря НАТО в связи с произошедшим, готовность действовать вместе с Россией против терроризма.
На заседании СРН планируется обсудить ряд актуальных международных проблем, включая тематику Ирака (в контексте предстоящих в январе выборов и имплементации резолюции 1546 СБ ООН) и Афганистана (в том числе противодействие афганской наркоугрозе).
- Какова программа участия в заседании Совета евроатлантического партнерства министра иностранных дел России?
- Сергей Лавров примет участие в министерском заседании СЕАП, где планируется рассмотреть выполнение принятых в Стамбуле документов по совершенствованию деятельности этого форума. Речь, в частности, пойдет об усилении внимания альянса к странам Закавказья и Центральной Азии, переориентации на них основной части проектов по линии программы "Партнерство ради мира" (ПРМ) и о нашем отношении к происходящему.
Для России как одной из ведущих держав на евразийском пространстве небезразлично, в каком направлении будут сориентированы усилия альянса в регионах, имеющих стратегическое значение для интересов нашей безопасности. Важно, чтобы партнеры в СРН учитывали опыт и потенциал взаимодействия в сфере безопасности и миротворчества в Закавказье и Центральной Азии, наработанных по линии ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС, ОДКБ.