Павел Минаков
- Михаил Леонидович, какую вы
можете дать оценку одобренному в среду Советом Федерации законопроекту об
ужесточении административной ответственности за нарушение миграционных
правил?
- Полагаю,
что закон необходим. То, что он принят - это огромный прогресс для нас, потому
что бороться с нелегальной трудовой миграцией, когда административная
ответственность меньше, чем установленная государственная пошлина, крайне
сложно... По закону за одного рабочего работодатель обязан заплатить четыре
тысячи рублей. Кроме этого, необходимо уплатить налоги и в российскую казну... А
еще подумать о том, где он будет жить и как обеспечит рабочего минимальными
социальными гарантиями. При всем этом, как уже говорилось, за всех привлеченных
незаконных рабочих работодатель наказывался двумя тысячами рублями.
Такая ситуация позволяла игнорировать все установленные законом требования. Работодатели практически бросали вызов всей контролирующей системе.
Теперь, с принятием закона, санкции увеличиваются до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда. То есть, размеры штрафов более чем в сто раз превышают предусмотренные предыдущим законом. Поэтому сегодня, я думаю, недобросовестные работодатели хорошо подумают, стоит ли им игнорировать законы Российской Федерации.
Следует отметить, что довольно проблематично было накладывать административную ответственность и на самих иностранных рабочих, нарушавших правила трудоустройства. Так вот, с принятием закона и эта проблема исчезает. Но, надо заметить, в большей степени наши действия в этой сфере направлены, прежде всего, на работодателя.
Кроме законопроекта об административной ответственности, в ближайшее время в Госдуме во втором чтении будет рассматриваться законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за организацию незаконной миграции. Необходимо подчеркнуть - речь идет именно об организаторах и их пособниках, которые переправляют из-за границы незаконным путем нелегальных мигрантов в нашу страну, а также транзитом через РФ в европейские государства. И этот вопрос тесно связан с реальными мерами по борьбе с терроризмом.
По этому законопроекту
предполагается установить санкции в размере до восьми лет лишения свободы. Нужно
отметить, что работа над этим законопроектом велась в течении более чем двух
лет, и он обсуждался на различных экспертных и профессиональных уровнях. И мы
очень надеемся, что этот законопроект будет принят.
- Как Вы считаете, насколько принятые меры могут способствовать борьбе
с террористическими угрозами?
Терроризм
сегодня - проблема всех государств, всего мирового сообщества. И здесь важно
уйти от двойных стандартов. Все поняли, что контролировать террористические
организации на чужой территории невозможно, поэтому государства окончательно
осознали, что с этим недугом нужно бороться совместно, выработав совместные
принципы, реализовывая конкретные мероприятия в тесном взаимодействии друг с
другом. Сегодня в Госдуме проведена огромная работа по совершенствованию
законодательства в борьбе с терроризмом.
Кстати, буквально накануне, 11-12 октября в Санкт-Петербурге прошла двенадцатая конференция Будапештского процесса по борьбе с нелегальной миграцией. Эта конференция является влиятельной международной организацией, объединяющей более 40 государств, в том числе, стран Европы, СНГ, США, Канады и Австралии. Председательствовал на ней директор ФМС РФ Андрей Черненко. И в ходе конференции мы сверили часы по проблемам борьбы с нелегальной миграцией и терроризмом. Сегодня между государствами найдено полное взаимопонимание по данной проблематике.
Следует сказать, что все мероприятия,
направленные на борьбу с нелегальной миграцией, напрямую связаны с проблематикой
борьбы с терроризмом. И в этом направлении ФМС и МВД вносит существенный
вклад в эту работу.
- Сегодня ведется активная
дискуссия по поводу целесообразности получения россиянами для выезда в страны
ближнего зарубежья загранпаспорта. Каково Ваше мнение по этому
вопросу?
- Если вдуматься,
здесь нет ничего страшного. Есть общепризнанные нормы и принципы международного
права, в соответствии с которыми иностранные граждане прибывают в другую страну
на основании загранпаспорта, служебного паспорта и диппаспортов. Вот сегодня и
мы пытаемся привести эти вопросы к общему знаменателю. Вот Вам пример. Сегодня
граждане стран СНГ прибывают в Российскую Федерацию чуть ли не по справке,
выданной неизвестно кем. Зачастую, в этих документах отсутствуют даже фотография
и иные идентификационные признаки. Знаете, в двадцать первом веке все это
выглядит по меньшей мере странно.
Следует иметь ввиду также и то, что сегодня Евросоюз выдвигает нам серьезные
требования по вопросам усовершенствования документов и введения в них
биометрических данных. И МВД РФ совместно с МИД и ФСБ РФ очень серьезно
занимаются вопросами биометрии. Времени остается очень немного, и если мы не
успеем сделать все необходимое, в определенный момент россиян могут просто не
пустить в другие страны, а этого мы допустить
не можем.
- Как вы относитесь к недавним заявлениям
губернатора Подмосковья Бориса Громова о создании депортационных
лагерей?
- Надо
отметить, что выдворение иностранных граждан, незаконно находящихся на
территории РФ - институт не новый. Проблема в том, что с момента выявления
такого лица и до его выдворения с территории проходит определенное время.
Несложно представить, что "нелегал", осознающий, что ему предстоит быть
выдворенным из страны, не останется ждать в определенном месте своей участи. Эта
проблема сейчас реально существует. Следует подчеркнуть, что такие
депортационные центры есть практически во всех странах.
К слову, кстати, в Москве сейчас действуют восемь приемников для таких лиц, и в них содержатся 740 человек, которые должны быть выдворены из страны по решению ссуда.
В этой связи я полностью поддерживаю
действия Бориса Громова по наведению порядка в своем регионе. Все его действия в
полной мере соответствуют нормативно-правовым актам и согласованы с ФМС и МВД
России.
- Какие изменения внесла
административная реформа в состав, структуру и деятельность Федеральной
миграционной службой и когда она начнет свою работу в новом
качестве?
- Как известно,
указ президента РФ определил ФМС как федеральный орган исполнительной власти,
подведомственный МВД России. Сегодня мы понимаем, что действовать в отрыве от
МВД невозможно. Речь в большей степени идет об оптимизации этой работы. Так,
сейчас в одном органе объединены функции миграционной и паспортно-визовой служб.
Это позволит устранить дублирование и повысить управляемость в вопросах борьбы с
незаконной миграции и контроля за пребыванием и проживанием
иностранных граждан на территории России.
К первому ноября мы планируем завершить формирование службы, и начнется полноценная работа в соответствии с задачами ФМС в новой структуре.
Большая работа проводится по подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность новой службы, включая и федеральные законы. Утверждено штатное расписание и структуры службы. В субъектах РФ введены должности заместителей министров или, соответственно, замначальников ГУВД-УВД, курирующих миграционное и паспортно-визовое подразделения на местах. Надо отметить, что несмотря на проведение оргштатных мероприятий, ФМС в полном объеме выполняла и выполняет возложенные на нее задачи.
В целом, по моему мнению, все проведенные мероприятия позволят нам активизировать работу службы и более качественно исполнять свои обязанности.