Андрей Иванович, видите ли Вы возможность активизации вклада ООН в
посткризисное обустройство Ирака - как в политическом, так и в экономическом
плане? Есть ли среди членов Совета Безопасности консенсус в отношении
необходимости продления мандата миссии ООН в Ираке, который истекает 14
августа?
ООН уже работает в Ираке, насколько позволяют
условия безопасности в этой стране. В политической сфере оказывается содействие
организаторам национальной конференции, которая должна собраться 15 августа. В
Багдад направился новый спецпредставитель генсекретаря ООН по Ираку Ашраф Кази.
Ему поручено содействовать дальнейшему продвижению политпроцесса в целях
формирования к концу 2005 года системы государственного управления. ООН
собирается также помочь в организации выборов в национальную ассамблею и в
разработке новой иракской конституции.
Немало делает ООН в Ираке и в
экономической сфере, прежде всего в плане восстановления инфраструктуры.
Выделяются средства на наиболее значимые экономические проекты в области
здравоохранения и образования, на подготовку выборов. По мере нормализации
обстановки ООН сможет принять более масштабное участие в социально-экономических
преобразованиях в Ираке.
Что касается продления мандата Миссии содействия ООН
в Ираке, то уверен, что консенсус по этому вопросу будет
достигнут.
Насколько реальна перспектива отсрочки
намеченных на осень этого года президентских выборов в Афганистане?
Представители ООН высказывали опасения, что график проведения голосования может
быть сорван.
В соответствии с решением афганской
избирательной комиссии президентские выборы там должны пройти в начале октября,
а парламентские состоятся весной будущего года. Ключевое значение для успешного
проведения выборов имеет обеспечение безопасности. К сожалению, ситуация в этой
сфере до сих пор не стабилизировалась: продолжаются вылазки талибов и
террористические нападения на международный персонал и афганцев, участвующих в
избирательном процессе.
По инициативе России 18 августа Совет Безопасности
ООН рассмотрит ситуацию в Афганистане на своем открытом для всех желающих
делегаций заседании. Задача членов СБ сейчас заключается в том, чтобы оказать
всемерное содействие афганским властям и международному сообществу в недопущении
дестабилизации обстановки в стране накануне выборов и обеспечении благоприятных
условий для их проведения.
Что касается возможности отсрочки голосования, то
надеемся, что до этого дело не дойдет. Если же возникнут по-настоящему серьезные
проблемы с подготовкой к выборам, то Совет Безопасности ООН будет готов
внимательно рассмотреть такую ситуацию.
И Ирак, и
Афганистан являются сейчас "горячими точками" борьбы с терроризмом, а Россия с
недавнего времени председательствует в Контртеррористическом комитете Совета
Безопасности. Какова роль этого органа в противостоянии одной из главных угроз
международной безопасности и существуют ли планы расширения его
полномочий?
Контртеррористический комитет (КТК) действует в соответствии с резолюцией СБ
1373 (2001 г.), координируя международное сотрудничество в борьбе с терроризмом.
Его задача - опираясь на взаимодействие с государствами-членами ООН и
осуществляя мониторинг их усилий по выполнению резолюции 1373, содействовать
созданию всеобъемлющей системы противодействия террористической угрозе.
Результатом этой совместной работы должна стать нейтрализация и предотвращение
появления новых очагов террористической активности, будь то в Афганистане, Ираке
или где-либо еще.
На период российского председательства в КТК, который
продлится до конца текущего года, приходится решающий этап укрепления его
организационного и экспертного потенциала. Именно на это нацелена разработанная
российским председательством и одобренная Советом Безопасности программа работы
КТК на ближайшие три месяца. Первоочередное внимание в ней уделяется запуску
механизма деятельности нового вспомогательного органа Комитета -
Контртеррористического исполнительного директората. КТК также уже одобрил
основные документы по осуществлению оценок потребностей стран в оказании им
технического содействия в борьбе с терроризмом.
Как
известно, назначенная генсеком ООН Группа высокого уровня работает над
предложениями по реформированию организации с учетом новых реалий и угроз.
Изучив их, Кофи Аннан должен изложить свое видение будущего ООН на открывающейся
в сентябре 59-й сессии Генассамблеи. Каково отношение России к проблеме
реформирования Организации, в том числе ее Совета Безопасности? Поддерживает ли
Москва идею увеличения числа постоянных членов СБ?
Мы с
большим интересом ожидаем представления Группой (так называемой "Группой
мудрецов") своего доклада генсекретарю в декабре. Россия с самого начала активно
поддерживала учреждение Аннаном этой Группы, в состав которой от нашей страны
включен академик Евгений Максимович Примаков. Ожидаем, что в рекомендациях
Группы будут затронуты и вопросы реформы ООН, в том числе ее Совета
Безопасности. Мы исходим из того, что шаги на этом направлении должны привести к
повышению эффективности работы ООН и ее главных органов на основе достижения
максимально широкого согласия между государствами-членами по всем аспектам
реформы.
Что касается предложения об увеличении числа постоянных членов СБ,
то Россия занимает гибкую позицию по этом вопросу. Главное, чтобы реформа
Совбеза привела к повышению эффективности его работы и не разъединяла бы, а,
напротив, объединяла членов Организации. С учетом этих принципиальных моментов
мы в целом позитивно относимся к возможности увеличения числа постоянных членов
Совета Безопасности. Вместе с тем, не исключаем, в принципе, и иных возможных
вариантов его реформы.
Какова вероятность большего
вовлечения ООН и ее институтов, в частности, Совета Безопасности, в решение
проблем постсоветского пространства, включая нормализацию ситуации в Абхазии и
Южной Осетии?
Совет Безопасности ООН активно вовлечен в
разрешение грузино-абхазского конфликта. В августе 1993 года СБ учредил Миссию
ООН по наблюдению в Грузии, мандат которой недавно был продлен на очередной
шестимесячный срок (до января 2005 года). Миссия ООН совместно с Коллективными
миротворческими силами СНГ вносит важный вклад в содействие стабилизации
ситуации в зоне конфликта и достижению всеобъемлющего урегулирования.
На и
без того непростую ситуацию в грузино-абхазском урегулировании, несомненно,
оказывает негативное влияние обострение обстановки в некоторых других районах
Грузии, в частности, в Южной Осетии. Однако ситуация в Южной Осетии не входит в
мандат миссии ООН и в целом в сферу миротворческой деятельности Организации.
Вклад в содействие политическому урегулированию там вносит ОБСЕ (в частности,
она поддерживает деятельность Смешанной контрольной комиссии).
Россия в
качестве постоянного члена СБ ООН и содействующей стороны делает все возможное
для продвижения процесса мирного урегулирования грузино-абхазского конфликта. По
мере укрепления доверия межу сторонами можно будет двигаться вперед и в сфере
политического урегулирования, в том числе в решении вопроса о статусе Абхазии с
учетом неизменно поддерживаемого нами принципа суверенитета и территориальной
целостности Грузии.