"На базе религиозного невежества появляются и процветают явления радикализма и экстремизма. Ислам, как и все ведущие мировые религии, несет большой заряд гуманизма. Если в России исчезнет религиозное невежество, то это значительно ослабит почву для радикалов", - сказал в интервью РИА "Новости" Зорин.
По словам Зорина, сегодня нет документа, который определял бы государственную политику в межконфессиональных отношениях. Государство в отношениях с религиозными организациями и объединениями опирается на законы, которые сами по себе нуждаются в совершенствовании.
Следствием отсутствия концепции, по мнению Зорина, стала дискуссия о форме преподавания основ религиозных знаний в светских школах.
"Если бы существовала концепция, где общество заранее договорилось и сформулировало принципы государственного подхода к этому вопросу, то, я думаю, такого острого обсуждения, может быть, и не потребовалось. Назрела острая потребность в концепции государственной политики в сфере межконфессиональных отношений", - сказал Зорин.
Концепция государственно-конфессиональных отношений должна определить пути совершенствования Закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Закон 1997 года был во многом компромиссным, он был ориентирован на состояние общества в переходном периоде, считает Зорин.
"Пересмотр закона неизбежен. Это веяние нашего времени. Сами религиозные объединения, а так же государственные организации, отмечают несовершенство его статей", - сказал он.
Государственная политика в национальном вопросе проводится более системно, чем конфессиональная политика. Зорин обратил внимание на то, что концепция национальной политики утверждена указом президента Российской Федерации ещё в 1996 году.
"В качестве примера реализации этой концепции можно привести такой факт, что в конце 80-х годов в учебных заведениях России изучалось около 40 национальных языков, сегодня же преподается более 80 языков", - сказал Зорин.
К положительным моментам реализации концепции государственной национальной политики можно отнести и то обстоятельство, что возрос уровень овладения национальными языками. Согласно переписи численность представителей национальностей владеющих родными языками увеличилась на 2,7%, что можно, по мнению Зорина, назвать реальным процессом развития многоязычия.
Однако, период социально-экономической и общественно-политической стабилизации, укрепление вертикали власти, возросшие возможности государства требуют обновления и уточнения концепции государственной национальной политики.
"Предстоит, например, осмыслить с практической точки зрения новые соотношения численности народов России, считает Владимир Зорин, - у нас есть народы, численность которых по данным последней переписи значительно увеличилась, что требует новых ресурсов для удовлетворения культурных потребностей и изучения языка".
Сегодня диалог государства и религиозных объединений происходит через Совет при президенте РФ и через правительственную комиссию по религиозным объединениям.
Комиссия при правительстве, с точки зрения Зорина, целенаправленно и системно работала над вопросами совершенствования законодательства в области деятельности религиозных организаций, налогообложения и других вопросов. Некоторые проблемы затянулись, и было бы очень полезно сохранить эту комиссию как правительственную и далее.
Министерству культуры и массовых коммуникаций, в ведение которого перешли вопросы национальных и межконфессиональных отношений, Зорин пожелал больше консультироваться и проводить обсуждения с институтами гражданского общества, научным сообществом, с самими национальными и религиозными организациями.
"Если работа будет вестись без учета их интересов и потребностей, то все документы в этой области останутся пустой декларацией", - отметил Зорин.