За этими купюрами - целая история непростых взаимоотношений между генералом де Голлем и командованием союзных войск, которые 6 июня 1944 года начали высадку на французском берегу Ла-Манша.
Как свидетельствуют исторические документы и воспоминания очевидцев, прибыв 4 июня в Лондон из Алжира, где он незадолго до того провозгласил временное правительство Франции, де Голль был буквально взбешен, узнав, что американцы уже сформировали Союзное военное правительство на оккупированных территориях (AMGOT). 1552 функционера этого органа уже были готовы отправиться в Нормандию вслед за передовыми частями десанта, прихватив с собой заранее напечатанные дензнаки - "освободительные франки".
Де Голль бросился к командующему союзными войсками генералу Эйзенхауэру, чтобы убедить его отказаться от намеченных планов. Эти планы предусматривали, в частности, возможность сотрудничества с администрацией Виши. Как вспоминал один из помощников будущего французского президента, о своей встрече с американцем де Голль рассказал: "Я сказал ему, чтобы он...". Далее следовало замысловатое, но непечатное выражение.
6 июня, через несколько часов после начала высадки войск в Нормандии, Эйзенхаэур выступил по радио с обращением к французам. Он, в частности, сказал, что необходимо дождаться полного освобождения страны, прежде чем формировать правительство.
Буквально через несколько часов, договорившись с англичанами, в эфир вышел де Голль. Он призвал соотечественников подняться на борьбу с оккупантами и следовать "указаниям французского правительства" - того самого правительства, которое он же создал и возглавил.
Неделю спустя де Голль при поддержке все тех же англичан совершил блиц-визит в один из освобожденных районов Нормандии. Он провел на французской земле всего несколько часов, но за это время успел назначить комиссара по освобожденным районам Нормандии, которому поручил не допустить распространения "фальшивых денег".
Тем временем американцы успели завезти в освобожденные районы напечатанные ими дензнаки и запустили их в обращение. Но эмиссару де Голля не пришлось сильно стараться, чтобы воспрепятствовать распространению "освободительных франков". Французы и без того встретили их с большим недоверием и старались побыстрее избавиться от подозрительных дензнаков, используя их, в частности, для уплаты налогов, введенных временной военной администрацией.
"Освободительные франки" просуществовали до сентября 1944 года. Они сохранились в музейной экспозиции и напоминают о малоизвестной странице освобождения Франции от гитлеровской оккупации.