"Энергетика была и остается для нас больным, или скажем лучше так, не больным, а приоритетным вопросом", - сказал Рапота. По его словам, сейчас члены Сообщества пришли к пониманию необходимости "посмотреть на эту тему шире, посмотреть с точки зрения водно-энергетического регулирования".
По мнению главы ЕврАзЭС, к этому их подтолкнули последние события в Центральноазиатском регионе,"которые, возможно, прошли незаметно для российской общественности, но вызвали серьезные проблемы в Казахстане и соседнем Узбекистане".
Как пояснил Рапота, в результате большого сброса воды с Токтогульской ГЭС в Киргизии произошло очередное подтопление казахстанских и узбекских населенных пунктов.
"Какие-то меры приняты, и в общем я не думаю, что это все носит уж столь драматический характер, однако, это свидетельство того, что, видимо, регулирование этих процессов требует какого-то более четкого механизма", - отметил генсек ЕврАзЭС.
По словам Рапоты, и он сам, и исполнительные органы Сообщества в настоящее время активно заняты посками путей решения этой проблемы. "Потому что, понимаете, говорить об экономической интеграции, оставляя нетронутыми самые важные для региона вопросы, наверное, будет сложно", - подчеркнул Рапота.
Генсек ЕврАзЭС напомнил предысторию вопроса: "Во времена Советского Союза был задуман вообще очень, по-моему, логичный план строительства каскада ГЭС на реке Нарын. Суть заключается в следующем. Летом нужно, чтобы вода поступала на поля, когда там идет созревание хлопка. Но в это время Киргизия и близлежащие районы не нуждаются в большом количестве электроэнергии. И тогда мощности надо в холостую сбрасывать. Зимой же все происходит наоборот - нужна электроэнергия, а воду нельзя воду выпускать в чрезмерных количествах на поля, там происходит затопление." "Это - схематично, для регулирования данного процесса было решено построить две крупные электростанции - одну внизу, это Токтогульская ГЭС, и другую выше - с большой площадью водохранилища. Зимой работает верхняя, вырабатывая электроэнергию и спуская воду в водохранилище. А летом включается нижняя, выпуская воду на поля и вырабатывая то количество электроэнергии, которое необходимо. Вот одну электростанцию сделали, нижнюю, а вторую не успели достроить. Это и привело сейчас к проблеме подтопления на территории Узбекистана и Казахстана", - рассказал Рапота.
По словам генсека, кардинальное решение этой проблемы, "видимо, возможно только со строительством верхней гидроэлектростанции, но это требует больших денег - под 2 млрд долларов".
"Таково очень коротко существо проблемы, и поэтому мы сейчас со всеми консультируемся, какие можно создать механизмы, четко регулирующие этот процесс", - отметил Рапота.
По его мнению, "это - долгоиграющая тема, и мы ею будем заниматься достаточно долго, до тех пор, пока не придем к какому-то согласию по тем мерам, которые требуется принимать".
К консультациям в рамках ЕврАзЭС по данному вопросу Рапота предлагает подключить не входящий в Сообщество Узбекистан. "Он является заинтересованной стороной, и не учитывать его интересы было бы, наверное, неправильно", - считает генсек ЕврАзЭС.