Валерий Иванович, это уже третье заседание коллегии МИД России и Белоруссии. Какое внимание, на Ваш взгляд, будет уделено экономической составляющей отношений двух государств с третьими странами?
- На этот раз главное внимание будет уделено преодолению негативных последствий расширения Евросоюза на 10 новых членов. С вступлением восточноевропейских стран в Евросоюз перестанут действовать десятки договоров, заключенных в свое время еще с Советским Союзом, прежде всего в экономической области. Это было главным элементом озабоченностей, высказываемых Россией на протяжении ряда лет в связи с расширением Европейского союза. Часть вопросов по инициативе МИД России была решена, часть решить не удалось. Такая проблема существует также и для Белоруссии. Поэтому обсуждение является своевременным и, на мой взгляд, полезным с точки зрения защиты экономических интересов двух стран.
Почему эти вопросы обсуждают на совместной коллегии МИДов России и Белоруссии. Ведь речь идет об экономической составляющей?
- МИДы двух стран активно включены в работу по формированию единого экономического пространства России и Белоруссии, продвижению их валютной интеграции, согласованию вопросов политического устройства и правовой системы Союзного государства. Координирующая роль внешнеполитических ведомств в этих процессах стала весомым позитивным фактором. Поэтому и проблема имеет особое звучание в контексте внешнеполитических интересов двух стран.
Что необходимо сделать, чтобы обеспечить должный учет интересов двух стран при расширении Европейского союза?
- Во-первых, координировать позиции и подходы к сотрудничеству с Евросоюзом и защите как национальных интересов, так и интересов Союзного государства в свете расширения ЕС.
Во-вторых, оказывать взаимную поддержку в диалоге с ЕС и его новыми государствами-членами по вопросу недопущения ухудшения режима торгово-экономического сотрудничества с данным кругом государств.
В-третьих, содействовать началу прямых консультаций между Белоруссией и Европейской комиссией по вопросу минимизации негативных последствий расширения ЕС.
В-четвертых, согласованно добиваться от Европейского союза адекватного увеличения объемов технического содействия и инвестиций для модернизации и развития пограничной, таможенной и транспортной инфраструктуры вдоль границы Союзного государства с расширенным Евросоюзом.
Необходимо также прорабатывать возможности постепенного упрощения визового режима с расширенным ЕС. Как известно, Россия достаточно далеко продвинулась на этом направлении с рядом стран Евросоюза на двусторонней основе, причем в рамках Шенгена.
А какие опасности подстерегают Союзное государство в связи с вступлением двух стран в ВТО?
- На мой взгляд, необходимо тесно координировать позиции и предпринимать меры по недопущению ущерба для процессов развития Союзного государства вследствие вхождения России и Белоруссии в ВТО.