Он напомнил, что сегодня максимальный размер штрафа за нарушение антимонопольного законодательства в России составляет 5 тыс МРОТ или примерно 16 тыс долларов. "Требует изменения и сама система исчисления штрафов, которая сегодня очень похожа на старую советскую модель, ориентированную на бытовых хулиганов", - сказал министр.
В развитых странах, по словам Южанова, устанавливается верхняя планка для исчисления штрафа, ориентированная на оборот компании или ее прибыль. Как правило, это от 5 до 10 проц оборота компании за предыдущий год.
Изменение системы взимания штрафов будет прописано в новом законе о конкуренции, который объединит в себе действующие законы о конкуренции на товарных рынках и о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
Говоря об усилении надзорных функций антимонопольных органов, Южанов в частности сообщил о намерении усилить контроль за бенефициариями офшорных компаний. "Такая норма должна быть, в том числе с точки зрения раскрытия информации о бенефициариях", - сказал Южанов.
Антимонопольное ведомство также намерено обеспечить большую открытость своей работы, в том числе посредством гласного обсуждения рассматриваемых дел по нарушению антимонопольного законодательства.
Антимонопольное законодательство должно быть также увязано с акционерным законодательством, сказал министр. "Не имеет большого значения, если владелец 78 проц акций компании закупает еще 10 проц", - указал он. Сейчас в таких случаях владельцы акций обязаны согласовывать приобретение дополнительных пакетов с антимонопольными органами. "Мы считаем, что до 20 проц вообще нечего контролировать, от 20 до 25 проц - установить упрощенный контроль, при пересечении порога в 25 проц - более серьезный контроль, следующие пороги - 50 проц, 2/3 и 3/4", - сказал министр.
Он также сообщил, что никаких специальных оговорок в отношении иностранного капитала в законе скорее всего не будет, как нет их и сейчас. При этом в новом законе должны быть отражены вопросы национальной безопасности, с точки зрения особого контроля за рядом отраслей, регионов, видов товаров.