В частности, МАП предлагает существенно повысить пороговые значения размеров активов хозяйствующих субъектов, сделки с участием которых подлежать предварительному согласованию с антимонопольными органами.
В настоящее время этот порог составляет 20 млн рублей. Как считают в МАП, компании с таким размером активов не в состоянии монополизировать какую-либо сферу. В этой связи министерство предлагает увеличить порог в 150 раз - до 3 млрд рублей.
МАП также предлагает повысить пороговое значение для сделок, о которых антимонопольные органы уведомляются после их совершения и установить этот порог в размере 200 млн рублей.
Таким образом для сделок с параметрами активов участников от 200 млн рублей до 3 млрд рублей предлагается установить переход к уведомительному порядку, который предусматривает право антимонопольного органа в течение определенного законом срока запретить сделку. Например, говорят в министерстве, если в течение трех месяцев участникам сделки не направлено предписание о запрещении сделки или о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, то такая сделка признается разрешенной по умолчанию.
По мнению специалистов министерства, сохранить механизм предварительного согласования сделок целесообразно тогда, когда реально происходит изменение структуры акционерного капитала. Например, если акционер владеет 75 проц плюс 1 акция в капитале общества, то последующее увеличение его доли следовало бы рассматривать лишь в информационном /уведомительном/ режиме.
Тот же порядок следует распространить и на случай увеличения доли участия в капитале хозяйствующего субъекта с 50 проц плюс 1 акция до 65 проц.
Как считают в МАП, предлагаемые изменения снимут административные барьеры на пути развития малого и среднего бизнеса, а антимонопольным органам позволят сосредоточиться на действительно потенциально опасных для конкуренции сделок.
В МАП считают, что соответствующие изменения в действующий закон РСФСР о конкуренции необходимо внести незамедлительно с тем, чтобы они начали действовать с 1 июля 2004 года. Законопроект с соответствующими изменениями будет представлен в четверг на обсуждение правительства России.
В министерстве по антимонопольной политики также напомнили, что согласно плану действия правительства, в 2004 году должна быть разработана новая редакция закона о конкуренции. В ноябре текущего года новый проект закона о конкуренции должен быть внесен в правительство. Согласно поручению президента и председателя правительства, в новой редакции закона необходимо перейти от разрешительного к уведомительному принципу контроля за слиянием. С этой позиции согласны большинство министерств и ведомств.
Однако в МАП считают, что полностью отказываться от предварительного контроля концентрации капитала нецелесообразно. В министерстве поясняют, что в настоящее время существует практика оспаривания сделок по слиянию в судах, где разбирательство может длиться больше года. За это время нарушители могут извлечь незаконных доход.
В условиях реформирования естественных монополий в ближайшее десятилетие прогнозируется существенный рост количества слияний и присоединений на железнодорожном транспорте, в электроэнергетике, в сфере коммуникаций, сказали в министерстве.
Перераспределение собственности, по мнению специалистов МАП, будет сопровождаться обострением конкурентной борьбы за источники энергии и инфраструктурные звенья национальной экономики.
В подобных условиях сохранение предварительного контроля за слиянием и присоединением является актуальным, убеждены в МАП. По мнению специалистов этого ведомства, предварительный контроль позволит обеспечить свободную конкуренцию, а государство сможет сохранить за собой возможность недопущения монополизации в указанных секторах экономики.
МАП указывает также еще на одну опасность возможных монопольных проявлений в рамках реформирования федеральных государственных унитарных предприятий /ФГУП/. Как отмечают в министерстве, в настоящее время федеральные органы исполнительной власти сокращают количество ФГУПов путем их слияния и присоединения, что приводит к появлению объединенных хозяйствующих субъектов, имеющих значительную долю на некоторых рынках. Иногда такие объединенные субъекты занимают доминирующие положения.
В настоящее время в концепции новой редакции закона о конкуренции предусматривается переход от разрешительного вида контроля к уведомительному с одновременных усилением надзорных функций антимонопольных органов.
МАП предлагает также в новом законе значительно увеличить штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. В настоящее время уровень штрафа в этой сфере составляет до пяти тысяч МРОТ - то есть 500 тыс рублей, что, по мнению специалистов министерства неадекватно размеру возможного ущерба.
В качестве примера в МАП сообщили, что в Канаде штрафы за нарушение антимонопольного законодательства достигают 50 тыс канадских долларов, в Евросоюзе - 50 тыс евро, в Аргентине - 1 млн долларов, в США - до 11 тыс долларов в день.