Как сообщили РИА "Новости" в четверг в пресс-службе Министерства топлива и энергетики Украины, об этом говорится в письме управляющего директора "Казмунайгаза" на имя руководства украинской компании "Укртранснефть".
В документе, в частности, отмечается "дальнейший интерес по вопросу взаимовыгодного сотрудничества использования нефтетранспортной инфраструктуры Украины для транспортировки нефти и газа из Казахстана в Украину, а также ее транзита на европейские рынки".
В письме также отмечается, что "Казмунайгаз" вместе с другими заинтересованными добывающими компаниями Казахстана "готовы обсудить вопрос введения в текущем году в эксплуатацию нефтепровода в направлении Одесса-Броды для транспортировки высококачественной казахской нефти на рынки Украины и Европы".
Кроме того, казахская компания заявила о готовности рассмотреть заявленные Украиной коммерческие условия заполнения технологической нефтью трубопровода "Одесса-Броды". Также управляющий директор "Казмунайгаз" высказал заинтересованность в участии своей компании в сооружении украинско-польского нефтепровода "Броды-Плоцк".
В Кахахстане расположено одно из самых крупных в мире месторождений нефти "Тенгиз", запасы которого оцениваются в 1,8 млрд тонн.
Строительство трубопровода "Одесса-Броды" длиной 674 км и пропускной способностью 9-14,5 млн тонн в год Украина завершила в мае 2001 года. Ожидается, что мощность нефтепровода будет расширена до 40-45 млн тонн в год. Стоимость транспортировки одной тонны нефти по всей протяженности трубопровода составит 27,5 гривен /примерно 5 долларов/ за тонну.
Изначально он был ориентирован для поставки в Европу нефти из Каспийского региона. Для этого сырье должно перекачиваться по нефтепроводу Тенгиз /Казахстан/ - Новороссийск /Россия/ или Баку /Азербайджан/ - Супса /Грузия/, а далее танкерами по Черному морю доставляться к уже построенному в Одессе терминалу. Планируется, что в 2005 году Польша начнет строительство нефтепровода до Плоцка.
Оттуда нефть должна поставляться к терминалу в Гданьске, куда уже построен нефтепровод, либо транспортироваться в Европу по существующей сети трубопроводов. Стоимость строительства польской ветки мощностью 44-45 млн тонн составит 465,4 млн долларов.
Сейчас также рассматривается вариант реверсного использования нефтепровода в направлении "Броды-Одесса" для прокачки нефти из магистрального нефтепровода "Дружба" до терминала в Одессе с последующей транспортировкой танкерами до пункта назначения. В этом заинтересованы ряд российских компаний, в частности, российско-британская компания ТНК-"Би-Пи".
Окончательное решение о направлении транспортировки нефти правительство Украины примет в конце октября-начале ноября 2003 года.