"Правительство /Украины/ должно в первую очередь принять экономическое решение, а не политическое", - заявил Кучма. Он отметил, что не будет выступать за поддержку того или иного направления прокачки нефть, однако призывает правительство "считать деньги".
Анализируя использование нефтепровода "Одесса-Броды" для поставки каспийской нефти от терминала в Одессе до границы с Польшей, Кучма обратился к правительству: "Хоть одна из компаний, работающих в центральной Азии или на шельфе Каспийского моря, изъявляла желание поставлять нефть? А где покупатель в Европе на эту нефть?".
"А кто даст гарантии наполнения на 100 млн долларов этой трубы?", - добавил президент Украины.
Ожидается, что решение о варианте использования простаивающего нефтепровода правительство Украины примет в конце ноября - начале декабря 2003 года, сообщил журналистам первый заместитель министра иностранных дел Украины Александр Чалый.
По его словам, компания-оценщик, победившая в тендере, в конце ноября предоставит свой вывод о приемлемости использования нефтепровода в реверсном режиме.
В то же время Украина рассматривает несколько проектов контрактов о транзите 9 млн тонн каспийской нефти в год, сообщил президент государственной компании "Укртранснефть" Александр Тодийчук. По его словам, заинтересованность в покупке нефти в объемах 5-6 млн тонн уже высказали представители восьми компаний в Украине, Чехии и Польше. Однако контракты пока не подписаны, добавил Тодийчук.
Строительство украинского участка трубопровода Одесса-Броды длиной 674 км и пропускной способностью 9-14,5 млн тонн в год завершилось в мае 2001 года.
Ожидается, что мощность нефтепровода будет расширена до 40-45 млн тонн в год. Изначально он был ориентирован для поставки в Европу нефти из Каспийского региона. Для этого сырье должно перекачиваться по нефтепроводу Тенгиз /Казахстан/ - Новороссийск /Россия/ или Баку /Азербайджан/ - Супса /Грузия/, а далее танкерами по Черному морю доставляться к уже построенному в Одессе терминалу.
Сейчас рассматривается вариант его реверсного использования в направлении "Броды-Одесса" для прокачки нефти из магистрального нефтепровода "Дружба" до терминала в Одессе с последующей транспортировкой танкерами до пункта назначения. В этом заинтересованы ряд российских компаний.
9 сентября 2003 года компания "Укртранснефть" обратилась к государственным органам и компаниям Азербайджана, Казахстана, России и Узбекистана с предложением принять участие в заполнении нефтепровода "Одесса-Броды" технологической нефтью. В документе речь шла о поставке 380-420 тыс тонн нефти для недопущения ухудшения состояния нефтепровода вследствие коррозии в осенне-зимний период.
В пресс-службе "Укртранснефти" отметили, что заполнение нефтепровода технологической нефтью позволит немедленно начать его эксплуатацию "после принятия правительством решения о выборе направления транспортировки нефти по этому нефтепроводу".
В письме за подписью исполнительного директора "Укртранснефти" также содержится обращение к государственным органам и компаниям предоставить информацию о возможности и направлении использования нефтепровода в случае его заполнения технологической нефтью, определив при этом сорт нефти, предлагаемой для транспортировки. При этом украинская сторона заявила о желании приобрести технологическую нефть на условиях трехлетней рассрочки с первой оплатой через год после поставки сырья.
Комментируя РИА "Новости" данный документ, руководитель аппарата специального уполномоченного Украины по вопросам Евроазиатского нефтетранспортного коридора Михаил Гончар заявил, что нефтепроводу "Одесса-Броды" "не угрожает коррозия, поскольку он заполнен консервантом". По его словам, для окончания заполнения трубопровода необходимо не более 500 тыс тонн "легкой" каспийской нефти. Этот объем нефти, по словам Гончара, будет доставлен в Одессу крупными компаниями, работающими в Каспийском регионе в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями. Поэтому нет необходимости в обращении к Азербайджану, Казахстану, России и Узбекистану с просьбой обеспечить поставки нефти, сказал он, отметив, что такие заявления являются попыткой "протянуть идею реверсного использования нефтепровода через черный ход".
Против реверсного использования трубопровода также высказались послы США и Германии в Украине Карлос Паскуаль и Дитмар Штюдеманн, поскольку принятие Украиной предложения России будет означать отказ от транспортировки нефти в европейском направлении.