Один музей гостит у другого из-за аварийного состояния своего помещения, а открытие выставки приурочено к 100-летию мецената Феликса Вишневскогo, основавшего Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Свое детище он задумывал как Музей Тропинина и московской художественной культуры.
Коллекционер, знаток искусства и щедрый даритель, Вишневский был легендарной личностью и в Москве, и в музейном сообществе России. Будущий основатель Музея Тропинина родился в 1902 году в московской дворянской семье и уже с юности увлекся старым искусством. Существует предание, что начало коллекции было положено в 1918 году, когда Феликс получил в подарок от отца, тоже собирателя и художника, портрет Василия Тропинина.
Не раз в сталинские годы Вишневский подвергался репрессиям и высылкам из столицы, живя то в Костроме, то в Нижнем Тагиле. Оба города впоследствии получат бескорыстные дары мецената, равно как музеи Якутска, Донецка. Так, благодаря Вишневскому около 200 первоклассных произведений искусства пополнили коллекцию музея в Иркутске, настолько изменив состав фондов русского и западноевропейского искусства, что потребовалось переделать экспозицию. В иркутском музее появились работы Ореста Кипренского и Сильвестра Щедрина, превосходный русский и зарубежный фарфор, изделия из лака, а также западноевропейские картины. Дары были столь значительны, что имя Вишневского ставят в один ряд с именем основателя музея в этом сибирском городе.
В целом собиратель подарил российским музеям около 1,5 тыс художественных предметов. Государство трижды изымало коллекцию Вишневского, но каждый раз по решению суда законному владельцу удавалось все возвратить, чем он прославился среди коллекционеров. Кроме того, Вишневский первым из них добился постановки на госучет лучшей части своего собрания.
Нынешняя ввыставка вобрала в себя около 400 произведений искусства из коллекции мецената, хранящихся ныне в Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Третьяковке, музеях-усадьбах "Останкино" и "Архангельское" и в Музее-панораме "Бородинская битва". Среди шедевров живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства выделяются рисунки Василия Тропинина, Федора Рокотова, акварели Петра Соколова, Владимира Гау, Александра Брюллова и других знаменитых мастеров XIX века. Превосходно собрание гравюр и акварелей других русских и иностранных авторов. Но более всего порадуют зрителя "старые знакомцы", например, портреты кисти Рокотова или "Кружевница" - самая прославленная из тропининских "девушек".
Не только Тропинин, Рокотов, Брюллов, но и Боровиковский, Вишняков, Левицкий, Кипренский были достоянием Вишневского. Собирал он и акварели, миниатюры, мебель XУШ века, стекло, фаянс и фарфор, часы и прочие бытовые предметы... Мемориальный раздел экспозиции посвящен собирательской и меценатской деятельности Вишневского. Интересны письма и фотографии, связанные с родом потомственных москвичей Вишневских, документы основателя музея Тропинина. В частности, это автобиография Вишневского и его заявление на имя председателя Мосгорисполкома Промыслова, где меценат предлагает передать городу коллекцию картин и рисунков Тропинина.
По легенде, однажды некий сотрудник ЦК КПСС сказал коллекционеру прямо: "Если хочешь спокойно жить - подари коллекцию городу". Это Вишневский и сделал в 1969 году. Помимо 200 произведений, собиратель передал городу и часть дома, где в 1971 году открылся музей. Жемчужиной собрания стали работы Тропинина - знаменитого московского живописца первой половины XIX века. Вишневский был главным хранителем музея до конца своих дней, а умер он в Москве в 1978 году.
Вместе с тем, как стало известно РИА "Новости", уютный особняк, где размещен музей Тропинина, находится в аварийном состоянии, заражен грибком, а в 2001 году в результате аварии водопровода горячая вода залила первый этаж жилого дома по соседству с музеем, и пострадали 4 картины. Серьезная реставрация оказалась необходима работам крупных художников ХVШ-ХIХ веков, оцененных по совокупности примерно в 1 млн долларов. Место проведения юбилейной выставки выбрано не случайно: помимо того, что Вишневский работал в ГМП почти с момента основания, теперь здесь временно хранится и собрание созданного им музея.
Логичнее, по мнению сотрудников музея, было бы не строить новое здание, а занять трехэтажный особняк на Волхонке, 9, где некогда жил сам Тропинин, а его гостем бывал Пушкин. Как известно, живописцу из Москвы, получившему свободу от крепостной зависимости уже известным и немолодым мастером, довелось в 1827 году создать один из двух известнейших портретов великого поэта. Тропинин также оставил обширную, многообразную и весьма значимую по историко-художественным достоинствам галерею образов современников.