Как сообщил журналистам в среду руководитель пресс-службы МИД Маркиян Лубкивский, ограничение в географии полетов связано с тем, что в этих странах признано решение об аресте имущества Украины в соответствии с решением Стокгольмского суда по иску "TMR Energy LTD".
Первый прецедент произошел 25 июня в Канаде, когда на территории военной базы в провинции Ньюфаундленд был арестован украинский самолет Ан-124 "Руслан" за долги государства и частных структур перед кипрской компанией "TMR Energy Ltd" в размере 62 млн долларов. Лубкивский отметил, что МИД Украины поручил посольствам Украины в этих странах "принять все возможные превентивные меры для недопущения ареста государственных активов Украины на территории этих государств".
Как ранее сообщало РИА "Новости", самолет, совершавший перевозку оборудования для частей итальянских ВВС, принадлежит государственной авиакомпании "Антонов". В случае, если долг не будет погашен, то самолет будет продан на аукционе. По разным оценкам, стоимость Ан-124 составляет от 50 до 150 млн долларов.
По данным пресс-службы ФГИ Украины, в мае 2002 года суд города Стокгольм удовлетворил иск компании "TMR Energy Ltd" к Украине в лице ФГИ о выплате 42,256 млн долларов за нарушение соглашения о создании на паритетных началах совместного предприятия на базе Лисичанского нефтеперерабатывающего завода /Луганская область Украины/ "Лисойл". В 1993 году Лисичанским НПЗ, "TMR Energy Ltd" и "Лисойлом" было подписано соглашение о модернизации мощностей нефтеперерабатывающего завода. Позже при проведении корпоратизации Лисичанского НПЗ государство получило свою часть уставного фонда "Лисойла" в размере 50 проц, а остальная часть, принадлежащая "TMR Energy Ltd", осталась в государственной собственности.
Расценивая происходившее как бездействие ФГИ, "TMR Energy Ltd" подала иск в суд Стокгольма. После вступления этого решения в силу, кипрская компания начала процессы во многих судах мира. На территории Канады "TMR Energy Limited" имеет право совершать действия по аресту имущества Украины для дальнейшей реализации и возмещения своего ущерба. Руководство ФГИ подчеркнуло, что лишив кипрскую компанию доли в предприятии, действовало исключительно в рамках закона.
Какая компания должна истцу еще 20 млн долларов в ФГИ не сообщили.
Вместе с тем юристы государственной авиакомпании "Антонов" готовят встречный иск с требованием возместить ущерб за простой самолета. В авиакомпании утверждают, что "Антонов" не имеет никакого отношения к долгам государства перед кипрской компанией.
В средине июня разработавшее Ан-124 конструкторское бюро имени Антонова и страны-члены НАТО подписали протокол о намерении арендовать на 10 самолеты "Руслан" для перевозки техники. Сумма контракта может составить около 1 млрд долларов.
В 1985-1987 годах самолет "Руслан" установил ряд мировых рекордов, в частности по подъему на двухкилометровую высоту 171 тыс 219 кг и полета по замкнутому маршруту на расстояние 20 тыс 150,92 км.