Для большинства собравшихся в зале решение жюри, которое возглавлял известный французский кинорежиссер Патрис Шеро, оказалось неожиданностью. Еще накануне в числе главных фаворитов искушенные критики упоминали картину "Догвиль" датского режиссера Ларса фон Триера, а симпатии публики склонялись к "Нашествию варваров", поставленному канадцем Денисом Арканом.
По мнению наблюдателей, жюри, выбирая победителя, руководствовалось не столько творческими, сколько политическими мотивами. На фоне попыток Франции восстановить отношения с США, заметно охладевшие из-за разногласий по поводу войны в Ираке, присуждение главной награды американскому фильму стало своеобразным реверансом в сторону Соединенных Штатов.
Правда, те, кто предсказывал "политизированный" вариант, подразумевали совсем другого представителя американского кинематографа - Клинта Иствуда, чей фильм "Мистическая река" был в целом хорошо воспринят и критиками, и публикой. Что касается "Слона", основанного на реальной трагедии, которая произошла в одной из американских школ, то эта картина после показа заслужила неплохие оценки, но затем как-то выпала из поля зрения на фоне других работ.
Не менее неожиданными оказались и решения по поводу других призов. Безусловным лидером в споре за звание лучшей актрисы считалась Николь Кидман, называли также имена француженок Эмманюэль Беар и Людивин Санье. Но в итоге награда досталась Мари-Жозе Кроз за роль в картине "Нашествие варваров".
Среди актеров в главные фавориты все прочили американца Шона Пенна, сыгравшего одну из главных ролей в "Мистической реке". Но жюри обошло его вниманием и присудило награды за лучшее исполнение мужской роли Музаферу Оздемиру и Мехмету Эмину Топраку /турецкий фильм "Далеко"/.
Эта же картина, поставленная режиссером Нури Джейланом, получила Гран-при - вторую по значению награду конкурса. Приз за лучшую режиссуру вручен Гасу Ван Сенту, а за лучший сценарий - "Нашествию варваров".
Жюри конкурса обошло вниманием Александа Сокурова, чей фильм "Отец и сын" представлял Россию. Но все же российский режиссер не остался без награды: накануне ему была вручена престижная премия ФИПРЕССИ, присуждаемая Международной федерацией кинокритиков и считающаяся в кинематографических кругах одной из самых почетных.
В целом, по мнению специалистов, главная конкурсная программа Каннского фестиваля оказалась в нынешнем году ровной и скучной, даже разочаровывающей, и не подарила публике ни одного фильма, который мог быть стать сколько-нибудь значительным событием в мировом кинематографе. Некоторые критики уже успели окрестить его "фестивалем, который не останется в памяти".