Верхофстадт подчеркнул, что состоявшаяся встреча - это не внезапное решение четырех стран, а результат многомесячного подготовительного процесса, первые шаги которого он предпринял еще летом и осенью 2002 года. Он утверждал, что данная инициатива рассчитана на усиление одновременно и Евросоюза, и НАТО, и заявил, что рассчитывает на позитивную реакцию других членов ЕС на предложения брюссельского мини-саммита.
По словам Жака Ширака, в этой инициативе заинтересованы все государства ЕС и страны-кандидаты на вступление в Евросоюз. Предвосхищая обвинения в сепаратном характере встречи, президент Франции настаивал на том, что предложения мини-саммита обращены ко всем 25 странам-членам и кандидатам. Он также обратил внимание на то, что в принятом по итогам встречи документе речь идет о стратегическом партнерстве Европы с США. "Для равновесия нужна сильная Европа наряду с сильными Соединенными Штатами", - отметил Ширак. Он высказался за "взаимодополняемость и взаимодействие между равными партнерами".
В заключительном документе встречи также подчеркнуты взаимные обязательства ЕС и НАТО. "Нужно создать прочный фундамент европейской безопасности в сотрудничестве с НАТО", - сказал глава французского государства.
Разъясняя выдвинутые предложения, Ширак отметил, что речь не идет о дублировании Евросоюзом натовских структур. Напротив, вопрос ставится о четком распределении оборонных задач между государствами ЕС и между Евросоюзом и НАТО. Помимо прочего, утверждал французский президент, предпринятая инициатива направлена на рационализацию и экономию средств в оборонном секторе.
Герхард Шредер полагает, что "фоном состоявшегося совещания является то, что расширенная Европа нуждается в новой политике". Также возражая возможным оппонентам, он заявил: "Дело не в том, что в НАТО слишком много Америки. Там мало Европы". Это, по его мнению, и требует соответствующих изменений в европейской политике. Принятым в Брюсселе документом, сказал канцлер ФРГ, четыре страны хотели обратить внимание на эти проблемы, подчеркнув значение европейской оборонной политики. Мини-саммит, по его утверждению, не направлен против НАТО. Кроме того, Европа видит себя "партнером и другом США", что не исключает наличия собственной политики, заметил Шредер. Канцлер ФРГ отверг намеки на связь европейской "оппозиции против войны в Ираке" с инициативой проведения данного саммита и заявил, что не считает, что эта встреча может способствовать дальнейшему расколу в ЕС.
"Не воспринимать как путчистов" четверку собравшихся в Брюсселе стран призвал и Жан-Клод Юнкер. Пошутив, что он прибыл на этот саммит не для того, чтобы весом вооруженных сил Люксембурга повлиять на укрепление обороны Европы, Юнкер подчеркнул, что встреча обращена ко всем странам Евросоюза, и он рассчитывает на их позитивные отклики.