> На церемонии открытия выставки, которую можно назвать и этапом в непростой судьбе нашумевшей "Балдинской коллекции" и данью памяти сохранившему ее человеку, присутствовали министр культуры РФ Михаил Швыдкой, представители власти и дипкорпуса.
"Мне очень приятно сегодня открывать эту выставку, где все увидят часть собрания Бременского Кунстхалле /художественного музея/, - так называемую "Балдинскую коллекцию", - сказал Швыдкой на Вернисаже.
По его мнению, выставка интересна и другим: это рассказ о человеке, который спас коллекцию, а вместе с тем - "символ драматической истории отношений России и Германии".
Отрадно, по словам министра, что выставка состоялась в Щусевском музее, которому Виктор Балдин отдал много сил, проработав здесь 25 лет директором.
"Самое главное для нас - это доброе имя Виктор Ивановича - сказала на церемонии его вдова. - Он спас, хранил коллекцию и всю жизнь мечтал ее вернуть человечеству, но через ее настоящего хозяина - Бременский музей".
Среди 364 экспонатов - картина и рисунки Дюрера, графика мастеров Северного и Итальянского ренессанса, Барокко и классицизма, а также нового времени. На этикетках - самые звездные имени: Рембрандт, Ван-Дейк, Веронез, Корреджо, Гойя, Коро, Роден, Мане, а рядом - имена мастеров "второго ряда", не менее важные в контексте всеобщей истории искусства.
"Коллекция Балдина", которая экспонируется целиком, являлась "сердцевиной собрания графики" "Бременского Кунстхалле", рассказал РИА "Новости" куратор отдела графики этого музея Анна Ревер-Канн.
В Бремене надеются, что длящаяся с 1989 года дискуссия наконец завершится, и рисунки вернутся домой. Но "люди в России тоже должны их увидеть и понять, какая трудная им выпала судьба", - считает искусствовед.
Коллекция была эвакуирована в годы Второй мировой войны в замок Карнцов /земля Бранденбург/, где рисунки в июне 1945 года обнаружил капитан Советской армии Виктор Балдин. Он фактически спас эти листы и уже на территории Германии сделал попытку вернуть их владельцу, обратившись к советскому командованию. Тогда он не встретил понимания и был вынужден вывезти их с собой в Москву как личный трофей.
В 1947 году он передал собрание в Щусевский музей, где работал почти полвека. С 1973 года Балдин предпринимал попытки неоднократно вернуть рисунки в Бремен, обращаясь к руководству страны и выступая в СМИ, но не нашел поддержки. Правда, в 1991 году в ходе визита в ФРГ Борис Ельцин намеревался передать рисунки немецкой стороне, но этому воспрепятствовал последний министр культуры СССР Николай Губенко.
Он тоже появился на вернисаже, но отказался выступать на церемонии открытия выставки. Губенко тайно перевез "коллекцию Балдина" в Государственный Эрмитаж", где она была в 1992 году впервые показана широкой публике. Соглашение между Бременом и Минкультуры РФ от 1993 года о возвращении коллекции также было заблокировано сторонниками "жесткой линии" в решении вопроса "трофейного искусства" в Государственной Думе РФ.
Сегодня, когда принят ряд соответствующих законов Российской Федерации, путь к возвращению рисунков в Бремен открыт, но объявивший в начале марта о таком намерении Михаил Швыдкой встретил ожесточенное сопротивление со стороны законодателей и получил "предостережение" Генпрокуратуры РФ.
Тем не менее, министр культуры верит в позитивный исход сложившейся юридической коллизии. Как отметил Швыдкой в интервью РИА "Новости", для него единственный вариант решения вопроса - это решение "по закону". Разумеется, никому не хотелось бы отдавать такую хорошую коллекцию, сказал министр, но "моя задача - выполнить закон, а не понравиться кому-то в Госдуме или в Германии". Как подчеркнул Швыдкой, Дума приняла законы, дальше надо их исполнять, или пусть они ищут такого министра, который способен не выполнять законы Российской Федерации. По его словам, "некоторые люди любят не Родину, а свою любовь к Родине".
На будущей неделе после встречи министра культуры РФ с Генеральным прокурором Владимиром Устиновым, судьба коллекции может проясниться, сказал РИА "Новости" начальник Департамента по сохранению культурных ценностей Минкультуры РФ Анатолий Вилков.
По словам Швыдкова, речь не идет о безвозмездной передачи коллекции в Германию. "Мы оставим в России более ценную часть собрания исходя из того, что нужно нашим музеям", - заверил министр.