> Образ Пришвина здесь будет разительно отличаться от того стереотипа, который насаждался в советское время. Многие годы известный в основном как "певец природы", писатель предстанет, прежде всего, как автор поистине уникального дневника. Хотя владелец вел его почти полвека, с 1905 года, а последнюю запись сделал за день до смерти, огромный массив "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет" классика отечественной прозы долгие годы из-за цензуры оставался достоянием только его близких.
Человек верующий и не приемлющий новой идеологии, страдающий не только за себя, но и за Россию от отсутствия свободы, жестокостей и несправедливостей, в самые глухие годы Пришвин записывал крамольные мысли. Чего стоила в 1939 году хотя бы такая строчка: "Для художника Страшный суд есть правда".
Талант Пришвина-публициста соотечественники смогли оценить только спустя 40 лет после его ухода. Напечатанный уже после перестройки, дневник оказался в числе наиболее сенсационных публикаций конца ХХ века. По сути являясь летописью жизни страны, пропущенной через судьбу и размышления одного из самых совестливых россиян первой половины столетия, этот документ эпохи может быть приравнен, пожалуй, лишь к "Окаянным дням" Ивана Бунина. Некоторые исследователи по силе воздействия приравнивают записи 1918-19 годов к блоковской поэме "Двенадцать" - в это время Пришвин и Блок вели полемику о русской культуре, цивилизации, народе, о роли интеллигенции в революции.
Выставка покажет и Пришвина-фотографа: в течение 25 лет он не расставался с фотокамерой и запечатлел многое, что творилось вокруг. "Если уцелеют мои снимки до тех пор, когда у людей начнется "жизнь для себя", то мои фото издадут и все будут удивляться, сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни", - запишет автор дневника 1 января 1932 года. Между тем, его снимки тоже принадлежали к разряду запретных: так, он не побоялся сфотографировать, как большевики крушат церкви, как снимают и разбивают колокола в Троице-Сергиевой лавре.
Литературный музей привлек к сотрудничеству свой филиал - Дом-музей Пришвина в деревне Дунино. Из его собрания впервые экспонируются портреты Евгения Замятина, Петра Капицы и прочих друзей писателя, раритетные издания его произведений, начиная с 1906 года. Увлечение светописью передают 50 авторских фотографий, а мемориальные личные вещи характеризуют Пришвина как заядлого охотника и путешественника.