Саура не впервые приезжает в Москву: он был гостем 24-го Московского международного кинофестиваля.
"Карлос Саура - фотограф" - первая из цикла выставок "Саура версус Саура". Цикл посвящен двум лидерам современной испанской культуры братьям Саура: Карлосу, кинорежиссеру и фотографу, и Антонио - художнику, чьи рисунки Институт Сервантеса покажет в разгар весны в экспозиции "Антонио Саура и его иллюстрации".
Самый "испанский" из всех испанских режиссеров, как его часто называют, Карлос Саура уже более 30 лет является лидером кинематографа страны. Интересно, что начинал он в 18 лет именно как профессиональный фотограф, а в 21 год поступил в Мадридский институт кинематографии. Один из своих первых фильмов в 1956 году он посвятил старшему брату - художнику-абстракционисту Антонио Сауре /1930-1998/.
Саура-старший - лауреат многих испанских наград: Золотой медали изящных искусств, премии Арагона и премии Гойи. Был отмечен и на международном уровне, получив премию Гуггенхайма и премию Карнеги.
Братья Саура родились в провинции Арагон, в семье адвоката и пианистки. Оба стали знаковыми фигурами в послевоенном искусстве своей страны. Карлос Саура дебютировал в игровом кино в 1960 году драмой "Бродяги". Ведущий режиссер Испании, в условиях франкистской цензуры Саура создавал метафорические притчи, за которые награждён на многих международных кинофестивалях. Уже третий его фильм, "Охота", в 1966 году привлек к себе международное внимание. На Берлинском фестивале он выиграл Серебряного медведя за режиссуру.
Среди прочих наград Сауры - Приз жюри в Каннах-74 за фильм "Кузина Анхелика" о гражданской войне в Испании; специальный приз жюри в Берлине-76 за ленту "Выкорми ворона", Золотой медведь в Берлине-81 за фильм о жизни уличных мальчишек "Быстрей, быстрей". Среди шедевров режиссера, который нередко выступает и как сценарист, и как хореограф, фильм "Кармен" - вторая часть музыкальной трилогии, начавшейся с "Кровавой свадьбы" и завершившейся "Колдовской любовью". За "Кармен" в 1983 году Саура получил приз Британской киноакадемии.
C 80-х годов режиссер пробовал себя в разных жанрах - от исторических и документальных лент до кинобалетов в стиле фламенко. Однако с фотоаппаратом не расставался, в чем убедит выставка. Она объединит два этапа творчества мастера: будет показана серия фотографий 1949-62 годов, где запечатлены люди и быт испанской провинции тех лет, и цикл 80-х, посвященный искусству фламенко и танцам Испании.
В эти дни в Институте Сервантеса проходит ретроспектива фильмов Карлоса Сауры, вход на сеансы - свободный.