Вспомним: после их предыдущего, январского отчета было принято считать, что "стакан наполовину пуст, наполовину полон". Иначе говоря, мнение военных инспекторов характеризовалось такой степенью неопределенности, что как противники, так и сторонники войны с Ираком могли с равным успехом толковать его в свою пользу.
Ничего подобного сегодня. "Стакан" разоружения Багдада медленно, но верно наполняется, услышали от своих экспертов члены СБ ООН.
Бликс выразил удовлетворение тем, что проведены первые приватные - без присутствия официальных соглядатаев - интервью с иракскими учеными. По его мнению, эти беседы "содержали полезную информацию". Между тем совсем недавно такие интервью квалифицировались возмущенным Багдадом, как склонение его граждан к измене. Но Багдад уступил, как уступил он, согласившись на полеты самолетов-разведчиков и на президентский указ, запрещающий производство и ввоз в Ирак оружия массового поражения.
Упираясь и спотыкаясь, Саддам Хусейн тем не менее явно идет навстречу воле ООН, как бы это ни огорчало адвокатов ликвидации его режима.
Интересно, что Бликс позволил себе критику Колина Пауэлла. Материалы ЦРУ, приведенные госсекретарем США в его выступлении в СБ ООН, сомнительны, дал понять глава ЮНМОВИК. Ничто не подтверждает обвинений США, будто иракские власти заранее знали о времени и объектах инспекций. Продемонстрированные Пауэллом снимки со спутника, где Ирак якобы спешно увозит с военной базы какие-то подозрительные устройства, могли запечатлеть, по мнению Бликса, "обычную повседневную работу". Иначе говоря, не все так жутко, как мерещится ЦРУ.
Конечно, у Бликса сохраняются серьезные вопросы к Ираку. Особенно насчет 1000 тонн химического оружия, уничтожение которых Багдад пока ничем не подтвердил. Глава ЮНМОВИК согласился также с мнением экспертов: дальнобойность иракской ракеты "Аль-Самуд" превышает лимиты, установленные ООН. Ее разработка должна быть запрещена. В целом же Бликс призвал Багдад не сводить выполнение резолюции 1441 "лишь к открыванию дверей".
Но ничто не могло поколебать убежденность Бликса и Эль-Барадеи: резолюция со скрипом, но выполняется. Прогресс есть, инспекторам надо дать дополнительное время и ресурсы.
Вместо того, чтобы обрадовать Совет Безопасности, этот главный вывод докладчиков окончательно расколол его 15 членов на три группы.
Пять государств - Россия, Германия, Франция, Китай и Сирия - отвергают военный вариант, настаивая на усилении инспекционного механизма. Четыре страны - США, Великобритания, Испания и Болгария - не видят лучшего решения, чем война. Шесть стран - Ангола, Камерун, Чили, Гвинея, Мексика и Пакистан - "сидят на заборе" в ожидании некоего толчка извне, который заставил бы их спрыгнуть на ту или другую сторону. Для того, чтобы принять новую резолюцию СБ ООН, санкционирующую удар по Ираку, нужно девять голосов без вето.
"Мы продолжим обсуждение этого вопроса внутри Совета Безопасности", - обтекаемо ответил Колин Пауэлл, когда его спросили в пятницу, будут ли США добиваться второй резолюции с мандатом на войну. В действительности это означает, что Вашингтон потратит ближайшую неделю на обработку колеблющихся "и кнутом, и пряником".
Как стало известно в кулуарах ООН, американские дипломаты уже шепнули на ухо представителю Сирии: можете бушевать против военной операции в Ираке, сколько вздумается. Только вспомните, что случилось с Йеменом, когда тот проголосовал в 1991 году против "Бури в пустыне". Его тут же лишили 80 млн долларов американской экономической помощи.
Два других непостоянных члена СБ - Мексика и Чили очень дорожат торговыми преференциями на поставку своих товаров в Соединенные Штаты. Одно намерение Вашингтона дернуть за эту веревочку может помочь столицам этих стран осознать: Ирак - не та причина, чтобы ссориться с крупнейшим торговым партнером.
Не секрет, что за минувшие две недели Соединенные Штаты посулили также многомиллиардные инвестиции и экономическую помощь Анголе, Гвинее, Камеруну и Пакистану. Цена щедрости - поддержка англо-американского проекта резолюции в Совете Безопасности. Трудно сказать, какое из четырех правительств устоит перед таким соблазном.
В пятницу министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен порекомендовал Совету Безопасности собраться на следующее заседание 14 марта, чтобы дать инспекторам еще месяц. Это последний месяц, который нужен и Пентагону. 30-ти дней хватит, чтобы солдаты англо-американских войск заняли передовые рубежи в Кувейте и Турции, опробовали оружие, ощутили, так сказать, вкус пустынь Среднего Востока.
Потом Вашингтон должен или нажать кнопку, или зачехлить пушки. Дальше тянуть нельзя. В первых числах апреля жара превратит пустыню в гигантскую микроволновку. Время становится центральным фактором дебатов вокруг Ирака.
Вашингтон, конечно, хотел бы избежать открытого разрыва с Советом Безопасности и создания так называемой "коалиции желающих" /имеется в виду, войны с Ираком/, которая бы расколола ООН, НАТО, два континента - Европу и Азию и, наконец, самое для Вашингтона дорогое - международную Антитеррористическую коалицию, сплотившую мир после 11 сентября. Но хотеть - не значит отказаться от сверхзадач. Если у Ирака нет оружия, у него есть нефть.
Тем не менее миру все очевиднее: огромный риск и непредсказуемые последствия войны несопоставимо опаснее эфемерных угроз, которые может представлять багдадский режим под контролем международных инспекторов и самолетов-разведчиков.
Это понимают сотни тысяч людей, кто вышел в этот уикэнд на улицы столиц от Вашингтона до Лондона и от Канберры до Джакарты с антивоенным протестом, вызывающим призрак Вьетнама.
Поймут ли это лидеры у кнопки войны?