> В России - стране по предпочтениям книжной, в отличие от "живописной" Франции, - чтобы обозначить масштаб художников, любят сравнивать их с литераторами. И если, например, Сурикова называют "Толстым русской живописи", то Пластова можно поставить рядом с Василием Беловым или Валентином Распутиным - писателями, которых объединил термин "деревенщики".
Под это определение вполне подходит Аркадий Пластов: он провел большую часть жизни в родной деревне Прислониха Ульяновской области и лишь наездами бывал в Москве, где перед войной получил мастерскую. Не заставило его стать столичным жителем даже избрание в 1947 году действительным членом Академии художеств СССР. Возможно, прочная корневая связь с малой родиной помогла не потерять лицо в "года глухие": честная, в лучшем смысле слова реалистическая кисть Пластова не сдавалась под натиском конъюнктуры, хотя вполне ясно отражала свое время.
Пластов известен как автор жанровых картин, в основном написанных на пленэре, пейзажей и многочисленных портретов деревенских жителей - своих односельчан. Работы мастера - среди них можно назвать ключевыми холсты 1945 года "Жатва" и "Сенокос", а также цикл "Люди колхозной деревни" - пронизаны искренне поэтическим восприятием русской природы и живущих в неразрывной связи с ней людей села.
О раннем творчестве художника известно крайне мало: в 1931 году все его произведения погибли в огне пожара, спалившего дом. Зато многие помнят полотна, созданные в 40-е годы ХХ века, среди которых выделяется пронзительная по своей простоте и драматизму картина "Фашист пролетел" /1942/. В лирическом, будто продолжившем традиции Левитана и Нестерова пейзаже /изображена опушка леса с пасущимся стадом на фоне уходящих вдаль полей/ не сразу заметны пятна крови в волосах убитого мальчика-пастуха. Кажется, что подросток уснул, трагическая тема подчеркнута деталями - приглушенным колоритом, нестройным движением животных, ритмом композиции. Это щемящее полотно, надолго останавливающее зрителя в раздумье, называют "одной из самых проникновенных картин", посвященных Великой Отечественной войне.
Однако в целом наследие мастера носит жизнеутверждающий характер, хотя довольно далеко отстоит от канонов сталинско-брежневского соцреализма. Тем не менее, власти охотно награждали "певца советского села": он получил два ордена Ленина и целый ряд медалей. Картины "Сенокос" и "Жатва" были в 1946 году отмечены Государственной премией СССР, написанные в конце 60-х годов полотна "Костер в поле" и "Из прошлого" - Государственной премией РСФСР им. И.Е.Репина /1972/. За цикл картин "Люди колхозной деревни" /1951-65, здесь запоминаются лирические "Ужин трактористов" и "Весна"/ художнику присуждена Ленинская премия 1966 года.
Всю жизнь Пластов писал современную ему деревню и ее обитателей, причем не нуждался, как большинство советских художников, в творческих командировках: жизненный материал был всегда под рукой. В деревенском укладе живописец подчеркивал патриархальные черты, предпочитая рисовать незатейливые эпизоды повседневного труда, а не пышные праздники. Тем не менее, в его картинах сельская жизнь нередко предстает как истинный праздник благодаря мажорному, ослепительно яркому колориту. Оптимистический дух у Пластова передают теплые, солнечные краски, интенсивностью порой напоминающие узоры разноцветного ковра.
Живописец учился в московском Строгановском художественно-промышленном училище /1912-1914/ у знаменитого художника театра Федора Федоровского, а затем поступил на скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Там он до 1917 года занимался в классе скульптора Сергея Волнухина, известного созданием памятника первопечатнику Ивану Федорову в Москве, и параллельно посещал мастерские живописцев Абрама Архипова, Аполлинария Васнецова, Леонида Пастернака. В итоге живопись возобладала: сформировавшись под влиянием передвижников и мастеров из Союза русских художников, Пластов продолжил и развил традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца 19 - начала 20 вв. Его работам присуща непринужденность и простота композиции, крупные фигуры персонажей обычно расположены на первом плане. Большую смысловую нагрузку несет "говорящий" пейзаж.
В молодости, в 1920-х - начале 1930-х гг., Пластов создавал главным образом политические плакаты и иллюстрации к произведениям русских писателей: рассказам Чехова, поэме Некрасова "Мороз, Красный нос", "Холстомеру" Льва Толстого. С 1935 года перешел к жанровым картинам и портретам, написанным с глубоким знанием жизни русской деревни и ее людей. С большой теплотой он делал и портреты односельчан, как правило, запечатлевая их лица в эскизной манере /"Плотник Иван Лобанов", "Девушка с велосипедом", "Витя-подпасок", "Кузнец Василий Лотин"/.
Самые значительные произведения Пластова хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, его раннюю графику можно найти в Литературном музее /Москва/. Работы этого одаренного мастера разбросаны по всей стране - от Ульяновска и Екатеринбурга до Иркутска.