Как передает корреспондент РИА "Новости", в партии, продолжавшейся 3 часа 40 минут, игравший белыми Каспаров завоевал первое очко, победив за 27 ходов.
Превосходство Каспарова, игравшего осторожно, но при этом агрессивно, было очевидным с первых ходов и стало непреодолимым после навязанного им компьютеру размена ферзями на 26-м ходу. После 27-го хода программисты, представлявшие "Дип Джуниор", который попытался прибегнуть к "славянской защите", были вынуждены признать поражение.
Несмотря на то, что игра шла против компьютера, физически все происходило на обычной шахматной доске. После каждого хода представителя "гомо сапиенс" программист считывал с переносного компьютера ответы машины и передвигал фигуры. "Обдумывание" компьютером ответов на ходы Каспарова занимало до 25 минут.
Сам Каспаров заявил после игры журналистам, что его соперник "очень силен".
"Не хотелось бы повторения последнего матча /1997 года/, когда я выграл первую игру, но проиграл вторую", - заметил Каспаров, которому предстоят еще 5 игр в историческом поединке самого "рейтингового" шахматиста планеты против "чемпиона мира" среди компьютеров - разработанного израильскими программистами суперкомпьютера "Дип Джуниор".
Впервые матч такого уровня проводится под эгидой и по правилам ФИДЕ. Его ко-спонсорами являются также Федерация шахмат США и Международная ассоциация компьютерных игр.
"Попробую доказать, что человеческая раса не безнадежна", - заявил Каспаров перед началом встречи, которую сам он охарактеризовал как потенциально равную. Прошлый поединок самого маститого шахматиста планеты и компьютера компании Ай-Би-Эм "Дип Блу" закончился в 1997 году победой искусственного интеллекта. Сам Каспаров оспаривал тогдашний проигрыш, приводя в качестве аргументов возможное вмешательство в игру компьютера "подсказчиков" и тот факт, что после игры "Дип Блу" был чересчур спешно, по его мнению, демонтирован.
"Дип Блу" был в целом пиаровской акцией, а эта машина - настоящий оппонент, не прячущийся за занавеской", - заметил Каспаров.
39-летний гроссмейстер готовился к встрече с машиной, сыграв несколько, по его словам, удовлетворивших его партий с предоставленной ему копией программы "Дип Джуниор". В то же время, по условиям матча, создатели программы Амир Бан и Шай Бушинский имеют возможность усовершенствовать свое детище даже в ходе встречи.
"Этот матч продемонстрирует, что компьютеры могут мыслить абстрактно и "думать", как и сумасшедшие люди", - считает Шай Бушинский.
В отличие от "Дип Блу", обрабатывавшего 200 млн ходов в секунду, "Дип Джуниор" может анализировать лишь 3 млн. В то же время, в него заложен больший объем чисто шахматной информации с упором на выбор стратегии, что дает превосходство по сравнению с более мощным, но менее креативным предшественником.
Гарри Каспаров, по собственному признанию, способен проанализировать 3 варианта ходов за секунду, но при этом не всех возможных, а только "лучших ходов".
Нынешний турнир с призовым фондом в 1 млн долларов дает возможность Каспарову взять реванш, доказав превосходство человека над продуктом его же интеллектуального труда. Гонорар за участие в игре Каспарова составит 500 тыс долларов, 300 тыс получит победитель, 200 - проигравшая сторона.
Матч, который проходит в Атлетическом клубе Нью-Йорка, собирает около 250 зрителей, освещают его свыше 150 представителей прессы. Живую трансляцию матча можно будет также увидеть в Интернете - ее организует один из главных спонсоров игры, нью-йоркская софтверная фирма "Экс-3-Ди Текнолоджиз" Ожидается, что число зрителей виртуального поединка превысит 100 тыс человек.
Следующая встреча человека и машины пройдет во вторник, 28 января. Завершится поединок 7 февраля, причем многие из экспертов предсказывают, что последняя встреча станет решающей.