Как пояснила в интервью РИА заместитель директора ГМВ Татьяна Метакса, этой выставкой отмечается 10-летие со дня кончины художника, с которым музей на протяжении 15-ти лет "поддерживал тесные контакты - и деловые, и дружеские". Рерих-сын впервые посетил ГМВ в 1978 году, и с тех пор он сам и его супруга Девика Рани постоянно участвовали в международных конференциях, проводимых в музее, и в заседаниях Комиссии по культурно-художественному наследию семьи Рерихов.
В состав Комиссии, созданной при мемориальном кабинете Николая Рериха /1874-1947/ в ГМВ, вошли крупные востоковеды, а почетным председателем ее был Святослав Рерих. В 1984 году он передал в распоряжение музея без малого 300 своих картин. Неоднократно он встречался с московской интеллигенцией в лектории ГМВ, охотно отвечая на бесчисленные вопросы. Любивший повторять, что "чувствует себя сыном России", по словам замдиректора ГМВ, Рерих "ждал с нетерпением каждого своего приезда в Москву, где имел тысячи почитателей".
Выставка позволит увидеть запечатленные на фото моменты пребывания художника в столице России, где он посещал не только ГМВ, но и Академию наук СССР, Институт востоковедения АН СССР - РАН, Союз писателей, министерство культуры, где встречался и с экс-президентом СССР Михаилом Горбачевым, и с рядовыми москвичами. Сохранил музей и снимки самого первого визита Святослава Рериха в Музей Востока, ставший дорогим для него местом.
Более 20 лет назад, в 1979 году, ГМВ организовал в своих стенах мемориальный кабинет Николая Рериха - "музей в музее", как называет его заведующая сектором наследия Рерихов Ольга Румянцева. Здесь же начало работу и первое в стране Московское Рериховское общество. В основу мемориального кабинета был положен дар, полученный в 1977 году от президента музея Николая Рериха в Нью-Йорке Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе. Тогда в Москву были переданы картины отца и сына Рерихов, архив и библиотека, принадлежавшие этой семье, произведения искусства Востока из их собрания.
Открыв в своих залах постоянную экспозицию картин Рерихов, включив изучение их философских трудов в программу своих научных конференций и лекционно-просветительской работы, это "зерно будущего Музея Рериха" сотрудники ГМВ долгие годы надеялись превратить в настоящий музей, который стал бы филиалом Музея Востока. К сожалению, эту идею им реализовать пока не удалось, рассказала Румянцева.
Более того, возникло противостояние между Музеем Востока и созданным два года назад в Москве, на базе Международного Рериховского центра, "общественным" музеем Николая Рериха. Последний пытается, по словам сотрудников ГМВ, претендовать на обладание всем наследием семьи Рерихов, хранящимся в России. На деле же, как сообщила РИА "Новости" Татьяна Метакса, недавно завершившая свою работу в ГМВ комиссия Счетной палаты РФ подтвердила наличие в его фондах коллекции подлинных работ Рерихов, полученных музеем на вполне законных основаниях.
К счастью, за четверть столетия ГМВ сумел много раз показать в Москве и других городах хранимое им наследие Рерихов. Наиболее крупной и полновесной с научной точки зрения считают юбилейную, к 110-летию основателя династии, экспозицию 1984 года в ГМВ - она была открыта в 22-х залах музея, переехавшего тогда в новое здание на Суворовском /ныне Никитском/ бульваре, и не закрывалась на протяжении полутора лет.
В самые недавние годы были организованы менее масштабные, но запомнившиеся зрителям выставки "Лики Востока" - к тройному юбилею членов династии Рерихов, выпавшему на осень 1999 года, и "Шамбала Сияющая" /весна 2001 года/. Название последней экспозиции повторило заглавие философского эссе Рериха, написанного в форме беседы с посвященным Ламой. При этом музей, регулярно демонстрирующий работы прославленного художника из своей обширной коллекции, решился на нетрадиционный ход. Живопись мастера была объединена с его словом, тексты помещены рядом с картинами. Не заменяя собой книгу, выставка словно позволяла прочесть высказывания Рериха-мыслителя сквозь его полотна, что отразил девиз проекта - "Живопись и слово".
В целом, как отмечают в музее, в наши дни показы наследия Рерихов отличаются свободой в обращении с материалом. Так, чтобы разместить 200 картин из фондов музея на выставке "Лики Востока", организаторы пошли на эксперимент - холсты отца и сына Рерихов были дерзко "перемешаны" при развеске. Сегодня не довлеет хронологический принцип: работы раннего периода Рериха-отца могут соседствовать с гораздо более поздними картинами, принадлежащими кисти его сына.
Главное, что "держит" их вместе, - общая тематика. Скажем, при перекличке двух художников, решающих, каждый по-своему, проблему "Война и мир", яснее видно их сходство и различие. Часто этот диалог сотрудники ГМВ дополняют выдержками из философских трудов Николая Рериха, из писем его жены Елены Рерих: словно фрагменты мозаики, могут быть рассыпаны в витринах ее размышления "О войне, о подвиге, о знамени мира"; "О патриотизме и национализме".
Порой в музее, к удовольствию поклонников творчества Рерихов, стремятся выделить на выставке Рерихов тему Востока, акцентируя философский аспект. По словам Румянцевой, в их картинах "широко показан мир красоты, окружающей человека, и мир космоса, в котором человек живет". В эти взаимопроникающие миры органично входят и природа Гималаев, и древние обычаи населяющего их народа, и жизненный уклад, и национальные праздники.
Философия Востока, прежде всего Индии, наложила мощный отпечаток на мировоззрение Рерихов - художников и мыслителей, и, хотя у каждого из них свой метод и своя стилистика, их холсты в залах музея усиливают звучание друг друга, создавая "мощный единый аккорд".