Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

К 40-летию станции "Молодежная" в Антарктиде

14 января 2003 года исполняется 40 лет со дня открытия на побережье Восточной Антарктиды /Земля Эндерби/ советской научной станции "Молодежная", долгие годы считавшейся "столицей" советских, а после 1991 года - российских полярников. Станция имела более 70 различных сооружений /в т.ч. жилые дома, научные лаборатории и павильоны, мощный радиоцентр, электростанцию, станцию ракетного зондирования атмосферы, склады, топливную базу/, располагавшихся на свободном ото льда грунте в небольшом прибрежном антарктическом оазисе на берегу залива Алашеева /море Космонавтов/. Комплекс работ, проводимых на главной базе отечественной науки на шестом континенте, был весьма обширен и включал ледовую разведку и составление карт ледовой обстановки, прибрежные снегомерные и ледовые наблюдения, метеорологический мониторинг и многое другое. Несмотря на то, что "Молодежная" расположена в сравнительно мягких климатических условиях /минимальная температура составляет минус 15 градусов по Цельсию,...
14 января 2003 года исполняется 40 лет со дня открытия на побережье Восточной Антарктиды /Земля Эндерби/ советской научной станции "Молодежная", долгие годы считавшейся "столицей" советских, а после 1991 года - российских полярников.

Станция имела более 70 различных сооружений /в т.ч. жилые дома, научные лаборатории и павильоны, мощный радиоцентр, электростанцию, станцию ракетного зондирования атмосферы, склады, топливную базу/, располагавшихся на свободном ото льда грунте в небольшом прибрежном антарктическом оазисе на берегу залива Алашеева /море Космонавтов/.

Комплекс работ, проводимых на главной базе отечественной науки на шестом континенте, был весьма обширен и включал ледовую разведку и составление карт ледовой обстановки, прибрежные снегомерные и ледовые наблюдения, метеорологический мониторинг и многое другое.

Несмотря на то, что "Молодежная" расположена в сравнительно мягких климатических условиях /минимальная температура составляет минус 15 градусов по Цельсию, максимальная - плюс семь, в отличие от станции "Восток", где 21 июля 1983 года была зафиксирована рекордно низкая температура на поверхности Земли - минус 89,2 градуса/, выдержать их под силу далеко не каждому. Так, по словам многих участников экспедиций, "зимой дует такой ветер, что на ногах устоять просто невозможно". Помимо этого, было установлено, что даже в таком щадящем температурном режиме человеку противопоказано проживание в Антарктиде более пяти лет ввиду сильнейшего ослабления иммунной системы организма.

С именем станции связаны многие рекорды и достижения. Так, 10 февраля 1980 года по маршруту Москва-"Молодежная" состоялся авиаперелет на самолете Ил-18Д: экипажи Е.Бунчина и А.Денисова преодолели расстояние в 16 тысяч километров за 26 летных часов.

44-я научная экспедиция под руководством Леонида Сергеевича Алексеева на "Молодежной" оказалась последней: 9 июля 1999 года флаг РФ на станции был приспущен, после чего зимовочный состав отбыл на судне "Академик Федоров", а сама станция была законсервирована. По данным на конец 2001 года, в Антарктиде остались всего четыре станции и две базы, принадлежащие РФ, в то время как, например, США располагали тремя стационарными базами и 18 сезонными.

В настоящее время "столицей" российских полярных исследователей является станция "Прогресс", однако это не решает того большого количества проблем, которые связаны с изучением южного континента. Одна только "консервация" "Молодежной" включала, в частности, демонтаж оборудования и доставку его на новое место, постановку жилого фонда и коммуникационных систем на хранение, а также утилизацию /в соответствии с международными Конвенцией по охране среды обитания и Протоколом об охране окружающей среды/ различного рода мусора и отходов.

Так, одна из действующих российских станций - "Беллинсгаузен" - перешла на работу в сезонном режиме; всего же на трех оставшихся станциях в зимний период остаются порядка 100 человек.

Существует и ряд технических вопросов, препятствующих оптимальному ведению научных исследований и прочих работ, как, например, замена устаревшего оборудования на современное и экологически чистое и модернизация и пополнение авиационного парка /российскую полярную авиацию составляют преимущественно легкие самолеты/.

/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 14 января/.

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала