Как передает корреспондент РИА "Новости", думский комитет по энергетике, транспорту и связи, в который входят представители всех фракций и депутатских групп, принял решение рекомендовать палате принять эти законопроекты в третьем чтении.
В интервью РИА "Новости" председатель думского комитета по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко /фракция "Единство"/ рассказал, что в правительственный пакет входят 4 законопроекта.
Первый - "Об особенностях управления и распоряжения имуществом ж/д транспорта" - устанавливает правовые и организационные особенности управления и распоряжения имуществом ж/д транспорта.
Второй законопроект - "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" - определяет основы государственного регулирования ж/д транспорта как общего, так и необщего пользования, определяет основные требования к организациям и объектам ж/д транспорта, регулирует вопросы безопасности, трудовых отношений и дисциплины в отрасли.
Третий законопроект - "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"- определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, предоставления иных, связанных с этим, услуг, в том числе инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Четвертый законопроект - "О внесении изменений в федеральный закон "О естественных монополиях" - принимается в связи с принятием трех вышеназванных законопроектов.
При втором чтении 15 декабря были внесены поправки в эти законопроекты, а концепция законопроектов была утверждена депутатами при первом чтении 26 июня. Выступая в тот день на пленарном заседании Госдумы, заместитель министра путей сообщения РФ Анна Белова подчеркнула, что "реформа должна осуществляться без права на ошибку". Она напомнила, что в большинстве западных стран доля грузоперевозок по железным дорогам составляет 11-16 проц, а в России - 80 проц.
Анна Белова также отметила, что год назад правительство утвердило Программу структурного реформирования на железнодорожном транспорте.
Как известно, Программа реформирования железнодорожного транспорта была рассмотрена на заседании Госсовета, и в соответствии с ней была принята модель реформирования отрасли, которая состоит из трех ключевых этапов.
Первый этап /1,5 - 2 года/ - это разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности и создание единого хозяйствующего субъекта - акционерного общества "Российские железные дороги", 100 проц акций которого принадлежат государству. В ходе второго этапа в рамках единого хозяйствующего субъекта должно происходить изменение технологии управления, организация управления по видам деятельности, формирование внутренних дочерних обществ и выделение их в виде конкурентного сегмента /перевозки, ремонтный комплекс/. Третий этап предусматривает постепенное формирование конкурентного сектора, целью которого является оказание давления на издержки и снижение транспортной составляющей в конечной цене продукции.
Действующим законодательством предусмотрена исключительно федеральная собственность на объекты железнодорожного транспорта. Правительственные законопроекты предусматривают многообразие форм собственности. В результате реформирования, как пояснил Владимир Катренко, часть имущества железнодорожного транспорта остается в государственной собственности, часть преобразуется в муниципальную собственность, часть - в акционерную собственность. Законопроектами устанавливается усовершенствованная система государственного регулирования, позволяющая обеспечить безопасное и качественное функционирование железнодорожного транспорта в ходе проведения структурной реформы.