Как сообщили РИА "Новости" в пресс-службе Кремля, президент в соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции РФ внес на рассмотрение нижней палаты парламента проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений".
Как стало известно РИА "Новости" от источников в правительстве России, проект закона предусматривает разграничение в рамках действующего законодательства ответственности РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение государственных гарантий гражданам на общедоступное и бесплатное начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Это позволит в сложившейся финансово-экономической обстановке оптимизировать систему финансирования и управления общеобразовательными учреждениями.
Органам местного самоуправления делегируются государственные полномочия по обеспечению госгарантий гражданам на общедоступное и бесплатное общее образование в подведомственных муниципальных общеобразовательных учреждениях по основным общеобразовательным программам. При этом из бюджета субъекта Федерации передаются в местный бюджет субвенции в качестве финансового обеспечения делегируемых полномочий.
Субвенции включают в себя расходы на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (кроме коммунальных расходов).
За органами местного самоуправления, по данным источников, сохраняется ответственность за финансирование расходов на поддержание и развитие материально-технической базы подведомственных общеобразовательных учреждений (капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования, платежи за коммунальные услуги и др.).
Предлагаемое изменение в финансировании общеобразовательных учреждений, подчеркнули источники, позволит упорядочить выплату заработной платы их работникам, а также планомерно решать вопросы обновления учебно-наглядных пособий и других учебных материалов.
Предложения о разграничении ответственности за обеспечение права граждан на получение общего образования, а также за финансирование расходов на обеспечение функционирования государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений поддерживаются субъектами Федерации, отметили собеседники РИА "Новости".
Реализация положений проекта федерального закона должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством, регулирующим отношения, возникающие в процессе формирования и исполнения бюджетов всех уровней, в т.ч. межбюджетные отношения, и не потребует установления особого порядка доведения выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований до общеобразовательных учреждений и привлечения дополнительных средств федерального бюджета.
Органы госвласти субъектов Федерации при формировании бюджета на очередной финансовый год предусматривают средства в рамках финансовой помощи местным бюджетам на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в форме субвенций, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах целевым назначением на финансирование основных общеобразовательных программ.
Порядок предоставления и расчет субвенций определяется либо специальным законом субъекта Федерации, либо законом субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год. При этом предусматривается, что субъект Федерации утверждает нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ для каждого муниципального образования с учетом особенностей и ресурсных возможностей территориальных образований и рекомендуемых правительством РФ минимальных нормативов на финансирование основных общеобразовательных программ.
Органы местного самоуправления при формировании местных бюджетов распределяют средства, полученные в форме субвенций, по получателям бюджетных средств - общеобразовательным учреждениям.
Контроль за целевым использованием выделяемых бюджетных средств будет осуществляться в рамках казначейского исполнения бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Кроме того, как стало известно РИА "Новости" от источников в администрации президента, проект закона предусматривает ряд поправок, вносимых в Бюджетный кодекс РФ, в закон о местном самоуправлении и в закон об образовании, согласно которым оплата труда учителей и учебные расходы школ теперь будут финансироваться из бюджетов субъектов Федерации.
За органами местного самоуправления и муниципалитетами остается оплата коммунальных расходов школы, поддержка ее материальной базы, ремонт, подготовка к зимнему сезону, к новому учебному году.
Данный закон, подчеркивают кремлевские источники, направлен на решение проблемы обеспечения стабильности выплаты зарплаты учителям во всех субъектах Федерации.