Независимо от них иракцы завершили 26-й день мусульманского поста. Пообедав после захода Солнца, многие из них, как обычно, отправились в свои любимые кафе, выпить стаканчик чая и поболтать с друзьями. Не обойдут они стороной и тему инспекций - одну из главных на сегодня. Тем более, что многие из них, если не большинство, считают: приезд в страну инспекторов ООН мало что может изменить, и вопрос американского нападения на Ирак - это лишь вопрос времени.
"С принятием Ираком резолюции Совета Безопасности ООН 1441,- говорит хадж Тарик Махмуд,- ничего не изменилось - США, как готовились к войне против нас, так и продолжают готовиться. Подготовка к ней не только не ослабла, но, напротив, усилилась. Не просто так же это делается".
Хадж Тарик - пенсионер и ежедневно слушает радио, в том числе американскую радиостанцию "Савва" /"Вместе"/, вещающую на Ирак из Аммана. "Я,- говорит он,- в курсе всех новостей".
Мы сидим с хаджем Тариком в одном из кафе в центре Багдада и пьем сладкий чай из маленьких прозрачных стаканчиков с "талией" по середине. В Ираке он называется "шай истикан", то есть чай в стакане, в отличие от подаваемого на европейский манер чая в чашках.
Хадж Тарик приходит в это кафе почти каждый день и уже много лет. "Здесь я могу поговорить с друзьями,- объясняет он,- сыграть партию в домино или нарды. Ну и, конечно, выпить стаканчик чая". "Правда,- жалуется старик,- чтобы позволить себе это, я вынужден торговать на улице сигаретами. На пенсию теперь здесь не посидишь".
Тарик Махмуд - бывший государственный служащий. На пенсию вышел в 1979 году и получал ежемесячно 100 динаров. Столько же он получает и сегодня. Но если 20 лет назад один иракский динар равнялся 3,3 доллара, то сегодня за один доллар дают 2 тыс динаров. То есть пенсия хаджа Тарика равна 5 центам. С началом блокады государство стало приплачивать ему еще 2 тыс динаров, чтобы он мог за символические деньги /250 динаров/ ежемесячно покупать причитающуюся каждому иракцу продовольственную норму - рис, масло, сахар, чай и т.д.
"Блокада давит на всех иракцев,- горестно вздыхает хадж Тарик,- но нас пенсионеров она просто убивает. Если бы американских руководителей действительно интересовала судьба Ирака, а не только его нефть, то им бы следовало уже давно снять экономическую блокаду, дать нам старикам достойно дожить свой век".
Заслышав нашу беседу, к столику подошел хозяин кафе Абу-Джасим. "Американцы ищут только предлог для начала войны против Ирака,- говорит он, ставя перед нами свежий чай.- И инспекторы могут быть использованы для этого. У нас полстраны пустыня. От Кувейта до Турции тысячи км границы, пересечь которую в пустыне не составляет труда. Из соседней страны - Иордании, из Саудовской Аравии можно привезти любое оружие, хоть химическое, хоть биологическое. Привезти, а потом найти его. Вот тебе и предлог".
"Но,- вздыхает он,- все в руках Аллаха", и идет обслуживать других посетителей.
Мнение хаджа Тарика разделяет и его товарищ Абу-Али. "Да,- говорит он,- инспекторы начали работу в Ираке, но подготовка к войне продолжается. И предлог будет найден тогда, когда США будут готовы начать войну. Вспомните потом мои слова",- говорит он многозначительно поднимая в верх палец.
"А чего его искать?- спрашивает, сидящий за соседним столиком солидный мужчина, которого все называют майором.- Вы что, не знаете характера иракцев? У нас народ гордый, вспыльчивый. Не думаю, что терпения иракцев хватит надолго, особенно, если их станут намеренно провоцировать этими инспекциями".
"И потом,- продолжает майор,- если американцы и англичане знают, как они утверждают, что у Ирака есть оружие массового уничтожения, то почему они не сказали инспекторам, где его искать? Почему они ищут там, где ничего нет?" "Из драмы, разыгрывающейся сегодня на иракской сцене,- с некоторым пафосом произносит сосед майора Ахмед Джабер,- я мог бы создать комедию, а мог бы и трагедию".
Ахмед - начинающий драматург и смотрит на происходящее по-своему.
"Но и в том и в другом случае,- восклицает он,- это будет пьеса для театра абсурда. Судите сами, две страны, США и Великобритания, обладающие самыми крупными на планете запасами оружия массового уничтожения, ищут это самое ОМУ в Ираке! Это ли не абсурд? Да если бы оно у Ирака было, разве наше руководство пустило бы сюда инспекторов ООН, которые могут сунуть свой нос в любую щель?"- вопрошает он.
"Абсурду добавляет и то,- продолжает увлекшийся драматург,- что США сами начинают верить в очевидную для всех ложь про иракское оружие. Но пройдет еще какое-то время и поддакивать им, согласно кивать головой и говорить, что эта ложь и есть правда, станут все. Вот такой спектакль. Хочешь - плачь, хочешь - смейся".
Я прощаюсь со своими собеседниками и желаю им, чтобы их невеселые прогнозы не сбылись.