Согласно его объяснениям, роль создаваемых по инициативе США сил быстрого реагирования НАТО будет дополняющей по отношению к силам ЕС. По словам Папантониу, они не противоречат друг другу. Силы НАТО будут немедленно реагировать на конфликтную ситуацию, создающую угрозу всеобщей безопасности, а функция сил ЕС заключается в миротворческой и гуманитарной деятельности. Греческий министр при этом дал понять, что натовская сила будет приоритетной в чисто военном плане.
Папантониу вместе с верховным представителем Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой заверял аудиторию, что для стран ЕС не идет речь для "содержания двух разных сил". Они будут существовать в рамках "одной армии". Но формироваться будут гибко, в зависимости от возникающих задач.
Выступавшие подтвердили наличие у Евросоюза с начала 2003 года боеспособных сил быстрого реагирования в составе 60 тыс человек. Вместе с тем, к 1 марта 2003 года планируется подготовить доклад о пробелах в оборонных возможностях Европейского союза, которые необходимо ликвидировать в кратчайшие сроки. Самая главная проблема - стратегическая авиация.
Солана и Папантониу заверили аудиторию, что процесс подготовки соглашения о взаимодействии ЕС с НАТО в оборонной области находится "в хорошем состоянии". Стороны "близки к согласию", и оно может быть заключено в кратчайшие сроки.
По словам верховного представителя ЕС, появились "новые обстоятельства" - план генсека ООН Кофи Аннана по кипрскому урегулированию, который может способствовать согласию между Турцией и Грецией. При этом Солана оговорился, что не связывает напрямую заключение соглашения ЕС с НАТО с проектом ООН по Кипру.
Затяжку возможного решения о замене в Македонии военного контингента НАТО на силы ЕС Солана объяснил отсутствием соглашения Евросоюза с Североатлантическим альянсом о сотрудничестве в сфере обороны. Как он пояснил, речь не идет о том, что Евросоюз не в состоянии взять на себя эту миссию без помощи НАТО, но вопрос связан со специфическими вопросами обороны и безопасности, которые предусматривают обмен информацией и документами, в том числе конфиденциального характера, а для этого необходимы официальные рамки отношений. Вместе с тем Хавьер Солана отметил, что силы быстрого реагирования ЕС - это реальность, независимо от наличия соглашения с НАТО.