Экспозиция Муртича в Москве стала ответным жестом хорватской столицы, где недавно состоялась крупная выставка русского авангарда. Картины из разных музеев России, включая провинциальные, пользовались в Загребе колоссальным успехом, рассказала РИА "Новости" директор МИГМ Галина Ведерникова. Проект, темой которого является история авангардизма как художественного направления в искусстве XX века, поддержали правительство Москвы, МИД и минкультуры Хорватии и мэрия Загреба.
В интервью РИА "Новости" 80-летний хорватский классик признался, что давно мечтал "привезти свои картины в страну Малевича и Кандинского". С энтузиазмом встретила выставку художественная общественность Москвы. Так, народный художник России, академик Татьяна Назаренко в беседе с корреспондентом РИА "Новости" выразила пожелание "оставить эту экспозицию в "Новом Манеже" как можно дольше в качестве образца искусства ХХ века".
В самом деле, привезенные в Москву полотна, охватывая полвека творческого пути мастера /в целом же он выставляется с 1935 года/, свидетельствуют о сложной и вдумчивой эволюции в русле "лирической абстракции". Однако дарование художника гораздо шире рамок одного направления - его творчество генетически связано и с немецким экспрессионизмом, и с наследием Фрэнсиса Бэкона или Джексона Поллока. @Это чересчур мощная личность и самобытное явление, чтоб оставаться в рамках одной школы", - считает доктор искусствоведения Наталия Злыднева. Картины Муртича выдают непрестанный диалог с Ван Гогом и Клодом Моне, с русскими авангардистами и ныне живущим французом Пьером Сулажем. То глухой, то светоносный черный, который активно использует хорватский живописец, заставляет вспомнить и о трагедиях, пережитых его родиной на протяжении ХХ века.