Помимо обширной экспозиции, предложенной посетителям организаторами самой крупной среди российских ярмарок старины, в рамках Салона прошел ряд встреч, лекций и презентаций. Среди них важнейшие - круглый стол "Порядок ввоза и вывоза предметов антиквариата в России", проведенный руководством Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ при участии Главного управления организации таможенного контроля ГТК РФ и Московского клуба коллекционеров, а также презентация Интернет-центра русского искусства Art-russiа.org, который создается при поддержке Минкультуры РФ, фонда "Русская культурная инициатива" и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма.
В новой базе данных собраны наиболее важные и эстетически значимые произведения, созданные в России 1860-1930-х годов и ныне входящие в коллекции российских и зарубежных музеев. Среди тысяч произведений, выбранных для презентации во "всемирной паутине", большинство хранится в российских регионах.
Российский Антикварный салон проводится дважды в год компанией "Экспо-Парк. Выставочные проекты" при содействии Департамента по сохранению культурных ценностей. Антикварный салон занял важное место на отечественном арт-рынке, считают сотрудники Минкультуры.
За последние 10 лет антикварный рынок в России прошел сложные стадии становления и развития. Собирая ведущих антикваров двух российских столиц, Салон из "закрытого мероприятия вырос во влиятельный форум", влияющий на представления общества о бытовании антиквариата и старого искусства. Неуклонно привлекая новых участников и расширяя состав экспозиции, Салон содействовал возникновению массового коллекционирования антиквариата, порой изменяя привычные представления о методах сохранения культурного наследия. Каждый раз его открытие сопровождается процедурой дарения: при содействии Минкультуры антиквары передают книги, иконы, гравюры в ведение музеев и церковных общин.
В залах ЦДХ собраны сотни предметов старинного быта и произведений искусства, хранящихся в частных руках. Однако камертоном экспозиции все же стала музейная выставка - Государственный музей-усадьба "Архангельское" показал свою коллекцию каминных и настольных часов XVII-XIX веков. Хотя некоторые экспонаты отсчитывают время по сей день, главное здесь - аромат той эпохи, когда часы считали произведением искусства, а потому заключали их в корпуса из золоченой или патинированной бронзы с роскошной отделкой, часто обрамляли скульптурой по античным мотивам.
Музей обладает богатой и разнообразной коллекцией старинных часов, украшавших бюро, столы и камины, - их мелодичный звон раздавался каждый час в парадных покоях и жилых комнатах усадьбы. Основу коллекции составляют часы французской работы рубежа XVШ-XIX веков, в том числе песочные и солнечные. Многие екатерининский вельможа и дипломат князь Николай Юсупов приобрел в Париже. Но самый ранний экспонат - часы-тарель, сделанные в Германии в XVII веке.
Коллекцию часов из "Архангельского" ценят и любители естественнонаучной истории, и знатоки палеомеханики. Весьма интересны изделия русских часовых фабрик рубежа XVШ-XIX веков и первой половины XIX столетия, в частности, знаменитой часовой фабрики в Купавне, выпускавшей геометрические инструменты, а также солнечные и механические часы. Изящества полны часовые корпуса шедевров коллекции князя Юсупова - лучшие образцы сделаны прославленными бронзовщиками и скульпторами Франции XVШ века: Томира, Галле, Клодиона, Буазо. На циферблатах же оставили свои имена знаменитые придворные часовщики французских королей - Козар, Монье, эмальер Барбишо.
С Францией, но уже ХХ века, и русской эмиграцией связана еще одна редкая коллекция, выставленная в Салоне, - рекомендованная к закупке в музейное собрание серия эскизов Александра Бенуа к постановке оперы "Садко". Знаменитый "мирискусник" и один из ведущих художников русского театра создал костюмы для спектакля, который впервые состоялся в театре Елисейских полей в Париже в июне 1930 года. Всего же в 1930-1931 годах Парижская Русская опера ставила оперу "Садко" в хореографии Брониславы Нижинской и оформлении Александра Бенуа не менее 5 раз - во Франции, Испании, Италии.
В сопровождении видео- и аудиозаписи оперы экспонируются 15 листов - эскизы костюмов "человеческих" персонажей "Садко" /Старшина новгородский, Первый гость, Дружинник и др./ и фантазии на тему "чуда морские". Эксперты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря не только подтвердили подлинность руки Бенуа, но и музейное значение этих работ, сообщил РИА "Новости" организатор выставки, антиквар Алексей Зайцев. В российских музеях такие произведения Бенуа отсутствуют, напомнили специалисты, а дробить коллекцию было бы опрометчиво с научной точки зрения.
К сожалению, музеи не располагают средствами для закупки этого собрания, и все надежды возлагаются на меценатов. Подобные цели - найти благотворителей для устройства выставок из своего обширного собрания и для проведения реконструкции - преследует и Музей-усадьба "Архангельское", отметила в интервью РИА "Новости" заведующая отделом прикладного искусства "Архангельского" Надежда Бережная. Участие музея в Салоне она расценила как социально значимую "акцию, которая должна привлечь внимание общественности к проблемам музея".