Габалинская РЛС /район Мингечаура/ - одна из станций предупреждения о ракетном нападении /СПРН/, созданных в СССР для обнаружения пусков наземных и морских баллистических ракет, способных нести ядерные боеголовки, а так же для непрерывного контроля космического пространства.
Кстати, была подобная станция и в Скрунде /Латвия/, но в 1995 году она была взорвана. Теперь на ее месте строят свой локатор американцы, который будет направлен уже не на Северо-Западные районы Атлантики, а в глубину России.
Вместе со спутниковой группировкой контроля космического пространства РЛС предупреждения о ракетном нападении создают стройную систему слежения за большей частью северного полушария Земли. И в случае обнаружения неоповещенного /то есть внезапного, без предупреждения/ пуска "чужой" баллистической ракеты должны в считанные минуты рассчитать ее траекторию, определить параметры движения, выдать информацию о космической и помеховой обстановке на командный пункт СПРН, сообщить о полете этой ракеты руководству страны и вооруженных сил, назвать точку падения боеголовки для принятия соответствующего решения.
Таких решений может быть несколько. Включая перехват противоракетами и даже ответно-встречный удар.
До подобных происшествий дело пока, конечно же, не доходило. Но специалисты противоракетной обороны хорошо помнят 25 января 1995 года, когда президента России Бориса Ельцина и министра обороны Павла Грачева серьезно всполошила норвежская научно-исследовательская ракета, запущенная с полигона на острове Андойя, как оказалось, в конце концов, в сторону Северного Ледовитого океана, несколько десятков километров выше архипелага Шпицберген. Международный скандал тогда получился очень громкий.
В истории с Габалинской РЛС тоже все было не просто. Построенная недалеко от поселка Куткашен, практически на берегу Мингечаурского водохранилища и южном склоне Большого Кавказского хребта, она вошла в строй в 1985 году. Ее открытие "освятил" первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Гейдар Алиев. Но в 1991 году, после объявления независимости республики, Баку сразу же приватизировал СПРН, хотя и оставил ее в распоряжении Военно-космических сил России на правах аренды. При этом постоянно угрожал окончательным ее закрытием /временные происходили несколько раз/, если Москва не компенсирует затраты, связанные с эксплуатацией объекта. К январю 2001 года они уже превысили 30 млн долларов.
Кроме того, правительство Азербайджана требовало выплачивать ему ежегодно за аренду станции еще по 15 млн долларов. А различные политические силы страны препятствовали замене специалистов на "Дарьяле" /их там трудится около 1600 человек, из которых 200 - граждане Азербайджана/, отключали ему электроэнергию, создавали другие сложности в работе.
Их удалось преодолеть только на личной встрече двух президентов. "Цена" эксплуатации Габалинской РЛС была снижена до 7 млн долларов в год, а долг России за предыдущее время удалось конвертировать в безотзывные аккредитивы, которые будут оплачиваться ежегодно по 6,2 млн долларов. Но главное - теперь наши офицеры и члены их семей будут находиться в соседней стране на основании межгосударственного соглашения, на них распространятся все нормы международного права, а южное воздушно-космическое направление, в зону которого, кроме Индийского океана и Персидского залива, входят и страны Аравийского полуострова, а так же Иран, Ирак и другие государства Ближнего и Среднего Востока, будет находиться под надежным контролем.
Как заявил РИА "Новости" председатель Комитета по обороне Государственной Думы генерал армии Андрей Николаев, соглашение по Габалинской РЛС позволяет гарантированно сохранить замкнутое радиолокационное поле предупреждения о возможности ракетного нападения с южного воздушно-космического направления, а значит - повышает устойчивость ракетно-ядерной безопасности России.
Технический ресурс Габалинской РЛС обеспечивает ее работоспособность до 2012 года включительно, что позволит нашей стране за это время разработать и ввести в эксплуатацию перспективную станцию предупреждения о ракетном нападении, которую можно будет разместить на территории России. Не исключено, даже в мобильном варианте, который позволит прикрыть не только южное воздушно-космическое направление. Так считает командующий Космическими войсками генерал-полковник Анатолий Перминов.
Правда, "злые языки" утверждают, что Дума потому так быстро и без проблем ратифицировала соглашение по Габалинской РЛС, что она может сыграть большую роль для нашей армии в случае удара США по Ираку. Все действия Пентагона в этом регионе будут для нас, как на ладони.
Но на самом деле ситуация намного прозаичнее. Нератифицированное соглашение с нового, 2003 года, перестало бы существовать. Пришлось бы вести новые переговоры. И стоимость аренды могла вырасти гораздо выше, чем 7 млн в год. Теперь этого не случится.