Первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов, представляя депутатам концепцию, отметил, что профильное обучение старшеклассников фактически уже существует в виде подготовительных курсов и заочных школ в системе дополнительного образования, однако носит бессистемный характер и доступно не всем. Официальное введение профильного обучения на старшей ступени общего образования, подчеркнул замминистра, позволит в рамках модернизации системы образования предоставить равные условия учащимся при получении качественного среднего образования по интересующей специальности, облегчить процесс дальнейшего обучения, а также обеспечить плавный переход от школьного обучения к учебе в вузе.
Суть концепции заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать перечень предметов для углубленного изучения по какому-либо определенному профилю: гуманитарной или технической специализации. В соответствии с представленной концепцией, академические часы на освоение того или иного школьного предмета "расщепляются" на базовый минимум и углубленное изучение". Таким образом, уменьшение количества уроков по одним предметам даст возможность увеличить количество часов на освоение предметов по выбранному профилю.
При этом, наряду с профильными классами, предполагается сохранить и обычные /универсальные классы/.
В соответствии с концепцией, профильное обучение старшеклассников предлагается вводить в два этапа - с 2004 года ввести в 9-х классах предпрофильное обучение, а с 2005 года - начать собственно профессиональное обучение в 10-11 классах средних школ.
Одобрив основные положения концепции, депутаты-члены думского Комитета по образованию высказали представителям министерства образования ряд положений и замечаний по ее доработке, отметив при этом, что введение профильного обучения на старшей ступени общего образования объективно востребовано и будет способствовать решению ряда важных проблем модернизации образования, в частности усилению индивидуального начала в образовании старшеклассников и уменьшению разрыва между школой и вузом.
В заключение Комитета подчеркивается также, что при подготовке ко второму чтению законопроекта "О государственном стандарте общего образования" в него необходимо внести поправки, направленные на создание законодательной базы для введения профильного обучения на основе представленной Минобразованием концепции.