"Я тоже, как и все другие, хотел бы быть Кэри Грантом", - заметил однажды Кэри Грант, который до конца жизни оставался все же Арчибальдом Личем, выходцем из семьи "синих воротничков" в одном из задымленных промышленных центров рабочей Англии. Нечто подобное, пожалуй, могла бы сказать другая "икона" Голливуда - Харрисон Форд, неразрывно связанный в представлении американцев с образом "истинно американского героя", за любое, даже малейшее отступление от которого сам актер неизменно расплачивался временным охлаждением любви зрителей к нему.
На счету одной из ярчайших звезд Голливуда участие в 50 художественных кинолентах, 15 телефильмах и телесериалах, выступление в четырех документальных фильмах и в 6 рекламных роликах. Интерес к Форду-актеру и Форду-человеку не ослабевает, в том числе и потому, что для многих в США он олицетворяет "заслуженный собственными усилиями путь наверх", свершение "американской мечты".
Харрисон Форд родился 13 июля 1942 года в Чикаго, и, по его словам, в его детстве и ранней юности не было ничего сколько-нибудь примечательного, кроме того, что, будучи абсолютно равнодушным к кино, он посещал кинотеатры лишь ради того, чтобы "сорвать поцелуй девчонки, сидя с ней где-нибудь в задних рядах". В детские годы Харрисон не только не был "героем", но принадлежал к "вечно битым" сверстниками, постоянно обруганным учителями.
Называемый в ряду наиболее "привлекательных мужчин", в юности Харрисон с трудом добивался хоть какого-то внимания представительниц прекрасного пола.
Процесс образования по сей день представляется актеру "кошмаром", поскольку оживляет в памяти позорное отчисление за три дня до завершения учебной программы из небольшой школы живописи "Рипон Колледж" в штате Висконсин.
Поворот в характере и судьбе произошел благодаря поступлению на курсы актерского искусства. Постепенно состояние паталогического ужаса от одной мысли выйти на сцену сменилось удовольствием от процесса игры, так что в январе 1964 произошло превращение "гадкого утенка" в пока еще довольно скромного, не обещавшего ничего особенного, но все же "лебедя". Форд стал профессиональным актером и вместе с сокурстницей по колледжу и будущей первой женой Мэри Маркардт принял типичное в его ситуации решение отправиться "на Запад", чтобы работать в Голливуде. Он надеялся на небольшие роли в телевизионныз фильмах.
Последующие десять лет ушли на работу в пиццериях, в качестве посыльного, едва обеспечивавшей существование семьи, в которой уже появился сын, затем второй, а также на крохотные роли в лентах компаний "Коламбиа Студиос" и "Юниверсал".
К 1974 году Форд принял решение забыть о карьере киноактера и, обложившись литературой по плотническому делу, очень скоро стал "плотником в домах голливудских звезд". Обеспечив бюджет семьи, актер позволил себе вновь вспомнить о главном призвании, периодически заключая контракты на исполнение небольших ролей.
Однако по сей день в одном из домов знаменитостей в Голливуде хранятся и с гордостью демонстрируются гостям плотнические инструменты и одежда, которую Харрисон Форд в спешке бросил, когда его неожиданно вызвал Джордж Лукас, предложивший сыграть роль Хэна Соло в "Звездных войнах".
25 мая 1977 состоялась премьера "Звездных войн", и будущее Форда было обеспечено - семья отныне имела твердый бюджет, лицо актера стало известно во всем мире, он мог рассчитывать на "творческую свободу". До некоторой степени эти рассчеты оправдало участие в "Индиана Джонс" /фильмы Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга/. Однако именно к этому моменту произошло окончательное закрепление образа актера как "истинно американского героя", что вызывало внутренний протест и даже попытки отклониться от навсегда заданного направления. Все эти попытки заканчивались провалом - публика не принимала Форда-антигероя, так что к 1996 году актеру пришлось сдаться.
Тем временем именно к периоду "протеста" следует отнести наибольшие творческие удачи Харрисона Форда: за имевший огромный кассовый и зрительский успех кинофильм "Свидетель" он был номинирован /в первый и единственный раз/ на Оскара как "лучший актер 1985 года". Однако уже следующая попытка отклониться от образа "героя" привела к провалу: "Берег Москито" был отвергнут американским кинозрителем из-за "негероичности" роли Форда. Психологический триллер "Отчаяние" также не нашел отклика среди американской публики, хотя заслужил признание в Европе.
Исключение в этот нелегкий в отношениях между Фордом и американским кинозрителем период составляет, пожалуй, лишь лирическая кинокомедия "Работающая женщина" /с Мелани Гриффит и Сигурни Уивер/. Фильм был признан одним из лучших в 1988 году и стал наиболее посещаемым "влюбленными парами".
В 1983 году Харрисон Форд вступил во второй брак. На этот раз его женой стала сценаристка Мелисса Мэтисон, сближение с которой произошло на почве нелюбви ко всему "голливудскому". Мечтая вырваться из слишком "специфической" атмосферы Голливуда, в 1985 году Форд купил целинный участок земли вблизи небольшого городка Джэксон-Хоул в штате Вайоминг и перебрался в обычный для тех мест фермерский дом, где в 1987 году на свет появился сын Малколм, а в 1990 - дочь Джорджиа.
Отныне, уезжая на съемки, актер неименно брал с собой всю семью, и очень скоро на вопрос, кто это там, на экране, дочка научилась отвечать: "Мой второй папа". По словам же самого Форда, он делает все, чтобы дети хорошо знали и дружили не со "вторым", экранным, папой, а с любящим живым. Так же как делает все возможное для активного участия в жизни своей округи, собирая средства для местной библиотеки, организуя лыжные походы детей.
Первое возвращение Харрисона Форда в рамки столь дорогого американцам образа "истинно американского героя" произошло благодаря участию в фильме "Считается невиновным" по роману Скотта Турова. Режиссер фильма Алан Пакула, пригласивший Форда на главную роль, объяснил свой выбор: "Нам был необходим мужчина-лидер, признанный всеми американцами, олицетворение правды, честности, верности самому себе. Неизбежно вставал образ Харрисона Форда....актер-"икона".
Сделав первый шаг на пути к "возвращению", Харрисон Форд с него уже не сходил, будь то роль президента США в триллере "Игры патриотов", "Беглец", "Вооружен и очень опасен", "Самолет президента". Параллельно он находил "отдушину" в сентиментальных лентах типа "Сабрина", "Шесть дней, семь ночей", "Случайные сердца" и других. По выражению одного из кинокритиков, полный творческих сил и энергии Харрисон Форд внушает американцам уверенность, в том числе в том, что ближайшие годы американского кинематографа подарят зрителям еще многих и многих "фордов"...