Этот документ был принят Госдумой 14 июня, а Совет Федерации его одобрил 26 июня текущего года.
Комментируя подписанный главой государства закон, в Комитете по финансовому мониторингу РИА "Новости" заявили, что присоединение России к принятой ООН в 1999 году конвенции имеет для страны большое значение.
В частности, отметили в комитете, "для России результаты принимаемых мер по интеграции в международную систему борьбы с финансированием терроризма, в том числе и ратификация Международной конвенции и внедрение ее положений в национальное законодательство, будут учитываться Специальной финансовой комиссияй по проблемам отмывания капиталов /ФАТФ/ при решении вопроса об исключении России из списка стран, не сотрудничающих в борьбе с отмыванием преступных доходов /"черного" списка ФАТФ/".
В Комитете напомнили, что на внеочередном пленарном заседании ФАТФ, которое состоялось 29-30 октября 2001 года в Вашингтоне, было принято решение о расширении сферы деятельности ФАТФ, а также о проведении в мировом масштабе мониторинга предпринимаемых действий в этом направлении.
С этой целью ФАТФ были приняты новые международные стандарты /8 специальных рекомендаций по предотвращению финансирования терроризма/ и утвержден план действий. Согласно ему все страны-члены ФАТФ должны провести самостоятельную оценку применения данных рекомендаций, а также привести национальные законодательные системы в соответствии с разработанными международными стандартами противодействия финансированию терроризма.
Одновременно ФАТФ призвал все остальные страны заполнить анкету самостоятельной оценки по исполнению специальных рекомендаций ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма /так называемый вопросник ФАТФ/, посвященный данной теме, и направить ответы в Секретариат ФАТФ.
В первой из восьми Специальных рекомендаций особо указывается, что каждая страна должна принять незамедлительные шаги по ратификации Международной конвенции ООН 1999 года о борьбе с финансированием терроризма.
Кроме того, вопросник ФАТФ также предполагает ответ опрашиваемой страны на вопрос о состоянии дел с ратификацией указанной Международной конвенции.
Принимаемые различными странами меры по противодействию финансирования терроризма /соблюдение 8 специальных рекомендаций ФАТФ/ увязывается ФАТФ с предпринимаемыми теми же странами мерами в сфере противодействия отмыванию преступных доходов /соблюдение соответствующих 40 рекомендаций ФАТФ/.
В Комитете по финансовому мониторингу России также отметили, что Российская Федерация одновременно с ратификацией Международной конвенции предпринимает и другие шаги в сфере противодействия финансированию терроризма.
Так, президент России внес в Госдуму проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии легализации /отмыванию/ доходов, полученных преступным путем", который был принят нижней палатой парламента в первом чтении 27 июня 2002 года.
Этот законопроект, в частности, направлен на ликвидацию выявленных в Федеральном законе пробелов с целью его более эффективного применения и приведения его норм в соответствие с международными стандартами.
Кроме того, законопроект дополняет Федеральный закон нормами, предусматривающими использование соответствующих правовых механизмов для противодействия финансированию терроризма. В частности, документ предлагает распространить обязательный контроль на операции с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон операции является лицо, в отношении которого имеются сведения о его участии в террористической деятельности.
Законопроект также предусматривает процедуру приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случае возникновения подозрения о связи таких операций с финансированием терроризма.