МОСКВА, 1 июля. /Политический обозреватель РИА "Новости" Юрий Филиппов/. Депутаты Государственной Думы разошлись на летние каникулы, приняв в понедельник на последнем пленарном заседании законопроекты, упрощающие систему налогообложения малого и среднего бизнеса.
Правда, в первоначальных думских планах на весеннюю сессию принятые законы не значились. Считалось, что установленное в прошлом году налогообложение малого бизнеса не должно вызывать трудностей ни у предпринимателей, ни у государства.
Но уже в январе появились первые тревожные сигналы: малый бизнес не выдерживает налогового бремени, многие предприятия стоят перед выбором - закрываться или уходить в тень.
Здесь и проявилась специфика сегодняшней политической ситуации в России.
Проблема была принята к сведению и во многом решена - по-деловому и без политиканства, как и многие другие проблемы, встававшие перед нашими политиками в последние полгода. Примечательно, что для этого ни одной ветви власти не приходилось, как это бывало не так давно, давить на другую, грозить или торговаться.
Разумеется, были обсуждения и споры - депутаты постоянно контактировали с представителями правительства, регулярно встречались с президентом.
Особенно важными были встречи лидеров депутатских объединений с Владимиром Путиным. На них - в разных составах и по разным поводам - обсуждались фактически все законопроекты, вышедшие из стен Думы за последние полгода: о гражданстве, об альтернативной гражданской службе, о борьбе с экстремизмом, об обороте земель сельскохозяйственного назначения, блок налоговых законопроектов, поправки к бюджету текущего года, связанные с повышением денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда судей, налоговиков, таможенников, бюджетников в регионах. А также десятки других.
По сути, все важнейшие решения, принятые Думой, дискутировались на встречах в Кремле. И если приходила информация, что очередная встреча состоялась и стороны пришли к согласию, можно было не сомневаться: через какое-то время депутаты утвердят очередной важный законопроект.
У такой формы законотворческой работы немало критиков: дескать, парламент превратился в "штамповочную машину" по утверждению инициатив президента и правительства. С этим надо спорить. Ведь упускается важнейшее обстоятельство: законопроектная работа в России не является и никогда не являлась прерогативой одной Государственной Думы. В соответствии с нашей Конституцией, которая написана с учетом государственного опыта ведущих западных демократий, Дума, действительно, большинством голосов принимает законопроекты. Но для того, чтобы они обрели силу законов, их должен одобрить Совет Федерации и подписать президент. Иными словами, требуется консенсус.
Так что, если разобраться, законодатель у нас коллективный. И это - не только депутаты Думы. Одних субъектов законодательной инициативы в России свыше 700. Поэтому и неудивительно, что и президент, и правительство, на которых лежит главная ответственность за проведение реформ, состояние экономики и уровень жизни населения, активно пользуются своими конституционными правами.
Долгое время существовал перекос: считалось, что законодательство - дело только депутатов, и никто не должен давать им советы. Такие настроения поддерживались соотношением сил в самой Думе, когда там безраздельно правили коммунисты, встречавшие в штыки любую серьезную инициативу президента или правительства. В результате создавалось впечатление: ветви власти - это вечные антагонисты, их предназначение - борьба, венец же всему либо импичмент, либо отставка правительства, либо роспуск Госдумы. А иного якобы не дано.
Минувшей весной, в самый разгар работы Думы, эти странные представления были окончательно похоронены. Наиболее оппозиционная часть депутатов - представители фракции КПРФ, которые и поддерживали имидж палаты как штаба непримиримой оппозиции, - лишилась руководящих постов. В результате Госдума не просто перестала быть коммунистической и жестко оппозиционной (ею она перестала быть сразу после выборов в 1999 году, когда победили центристы) - она перестала таковой казаться.
Значит ли это, что нынешний российский парламент, как говорят некоторые его критики, утратил свою творческую силу, плетется в хвосте событий?
Никоим образом. Достаточно открыть принятые Думой правительственные законопроекты о банкротстве, об обороте сельхозземель, об альтернативной гражданской службе и еще десятки других - и сравнить их с той редакцией, которая первоначально вносилась в палату кабинетом министров. Изменений очень много, они принципиальны. Другое дело, что теперь депутаты не грозят правительству отставкой из-за любой не понравившейся им закорючки в проекте закона. Они просто исправляют то, что считают нужным.
Кстати, важнейший пакет документов по реформированию электроэнергетики, который правительство внесло в Думу весной, так и не был рассмотрен. Его отложили и из-за сложности вопроса, и из-за обилия замечаний.
Реструктуризация РАО "ЕЭС России", создание рынка электроэнергии затрагивают в России интересы каждого. После принятия этих законов вся страна может очень серьезно измениться. Поэтому и претензий у депутатов к правительству больше чем достаточно. Но никто в этой связи не говорит о парламентско-правительственном кризисе.
Внешние, политизированные проявления разногласий уходят сегодня на второй план - на уровень согласительных комиссий, неформальных обсуждений, поправок и дополнений к законопроектам. Это, вероятно, и есть та форма парламентской борьбы, которая должна существовать в нормальном демократическом государстве - парламентской борьбы в условиях политической стабильности.