Как Вы оцениваете результаты последнего раунда российско-грузинских переговоров о подписании "рамочного" Договора о дружбе между Российской Федерацией и Грузией, прошедшего недавно в Тбилиси?
- В июне в Тбилиси завершился 3-й раунд переговоров государственных комиссий, образованных президентами России и Грузии, по подготовке Договора о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве между двумя странами, или, как мы его называем, "Большого Договора", который будет определять содержание отношений между нашими странами.
Это - базовый документ, в дипломатической практике такие договоры называют "рамочными" в силу того, что они определяют тональность взаимоотношений, прочерчивают основные направления политической, экономической жизни двух стран, определяют вопросы безопасности и т.д. Таким образом, документ развивает стратегические направления нашего сотрудничества, в том числе и через проработку и подписание отдельных межправительственных соглашений, а также на уровне различных ведомств и общественных организаций.
Мы исходили и исходим из того положения, что проект, над которым мы работаем, должен опираться, прежде всего, на те традиции дружбы и сотрудничества, на многовековой опыт добрососедства в отношениях между народами наших стран.
Нынешние переговоры это - первая после развала Советского Союза попытка подписания "Большого договора" между нашими странами?
- Нет, это будет уже второй договор - первый был подписан в 1994 году первым президентом России Борисом Ельциным и президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе, но он так и не был ратифицирован. Причиной тому была позиция российской Государственной Думы.
На тот момент в ней доминировали депутаты левой ориентации, которых не удовлетворяли положения договора, касающиеся военных вопросов и проблем урегулирования в Абхазии. Это возлагает на разработчиков нового договора дополнительную ответственность - опыт 1994-го года не должен повториться. Я здесь намеренно обхожу такие вопросы, как отношения Грузия-НАТО, Грузия - американские военные. Это, как говорится, отдельная тема. Но мы хотим, чтобы в документе были четко отражены наши взаимные намерения, готовность к совместным действиям в борьбе с международным терроризмом.
Что является раздражителем в отношениях двух стран, которые в настоящее время далеки от идеала?
- Да, к сожалению, приходится констатировать, что эти отношения переживают сегодня не самые лучшие времена. Можно было бы заняться поисками виновных, искать объективные и субъективные причины, можно было бы переложить ответственность за ухудшение в последние годы наших отношений только на одну какую-то из сторон. Но надо ли?
Однако стоит назвать несколько основных "раздражителей": резкое снижение уровня сотрудничества в области экономики, когда экономические связи, которые формировались десятилетиями, были разорваны буквально в одночасье и, увы, над их восстановлением работали без должного размаха и эффективности.
Это - и конфликты, которые остались нам в наследство после развала СССР, на постсоветском пространстве. Прежде всего, это кровопролитные последствия событий в Абхазии и Южной Осетии. Несмотря на то, что прошло уже немало лет, они по-прежнему дают о себе знать. Это и кампания безответственной дезинформации о позициях грузинского и российского руководства, настроениях в обществе, что породило достаточно высокую волну русофобии, в Грузии, например.
Конечно, отрицательно повлияли на состояние наших отношений и последние события на Кавказе. Я имею в виду, прежде всего, развитие ситуации в Чечне.
Осенью прошлого года между президентами РФ и Грузии - Владимиром Путиным и Эдуардом Шеварднадзе - была достигнута договоренность о необходимости "переломить" любые отрицательные тенденции в отношениях между двумя государствами, вернуться к лучшим традициям, которые веками характеризовали связи между нашими народами.
Тогда же было принято решение форсировать подготовку Большого Договора, с этой целью и были сформированы Государственные Комиссии.
Как сегодня работают эти Комиссии?
- Мы ведем активную работу по подготовке договора и, можно прямо сказать, что сейчас, за небольшим исключением, согласованы все статьи экономического, гуманитарного и правового разделов будущего документа. Экспертные группы государственных делегаций, несмотря на некоторые вспышки негативного характера в наших отношениях, связанных с обострением ситуации в зоне грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов, продолжали свой диалог.
В рабочих группах состоялось обсуждение и политического раздела будущего договора, статей, связанных с вопросами взаимной безопасности и сотрудничества в области обороны, борьбы с терроризмом, охраны общественного порядка.
15-17 июля в Москве состоится 4-й раунд переговоров наших Государственных Комиссий, и мы усиленно готовимся к предстоящей встрече. Надо сказать, что когда определялись состав, функции Госкомиссий, перед нами была поставлена задача заняться не только вопросами подготовки "Большого Договора", но и детально, глубоко разобраться в вопросах состояния нашего сотрудничества по его основным направлениям, постараться внести свою лепту в продвижении к урегулированию грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов.
Параллельно активизирует свою деятельность межправительственная комиссия по экономическим проблемам, продолжаются переговоры по военным вопросам и российским военным базам в Грузии, функционирует комиссия по делимитации государственной границы между нашими странами.
Словом, с удовлетворением можно отметить, что российское и грузинское руководство не только заявляют о необходимости улучшения отношений между нашими государствами, но и организуют практическую работу, цель которой - снять негативные наслоения последнего времени, резко изменить объемы сотрудничества в экономической области, добиться большего доверия друг к другу, снять накал недружественных информационных акций.
Хотел бы особо отметить, что большинство населения двух стран не испытывает какой-то взаимной неприязни, чувства добрососедства весьма сильны, и даже, например, введение визового режима между РФ и Грузией, не вызвало в массе той отрицательной реакции, на которую рассчитывали наши оголтелые недоброжелатели.
Как Вы оцениваете потенциал российского присутствия в регионе?
- Россия по-прежнему будет делать все необходимое для того, чтобы содействовать политическому решению конфликтов, опираясь на возможности миротворческого контингента СНГ в зоне грузино-абхазского противостояния, который собственно составляют российские военнослужащие, не допустить вспышки военной активности в Кодорском ущелье, в других районах зоны конфликта.
Мы продолжаем активно работать, предлагая новые варианты политического урегулирования, сотрудничая с "Группой друзей Грузии Генерального секретаря ООН", со спецпредставителем Генсекретаря в Грузии Дитером Боденом, усиливая свой потенциал миротворчества в Абхазии и Южной Осетии. Потенциал развития нашего сотрудничества, какую бы область мы не взяли, чрезвычайно велик: это касается промышленности, сельского хозяйства, науки, образования и культуры.
Убежден, что подписание "Большого Договора" послужит практической реализации этих чрезвычайно объемных возможностей.
Когда можно ожидать подписание Большого Договора?
- Этот вопрос - "Ну, а когда все же Вы завершите эту работу?", - нам часто задают и в Москве, и в Тбилиси. По своему дипломатическому опыту и практике могу сказать, что строить прогнозы, определять точные сроки, "брать повышенные и ускоренные обязательства" - дело совершенно неблагодарное. Мы исходим из установки, которую дали нам президенты России и Грузии, - вести работу энергично, но исполнять ее качественно. В затягивании подготовки "Большого Договора" не заинтересованы, как мы полагаем, ни в Москве, ни в Тбилиси.