Как подчеркнул собеседник РИА "Новости", за последние 10 лет число высших учебных заведений увеличилось в 3 раза. Так в 1990 году в России насчитывалось 514 ВУЗов. К 2001 году их число составило 1327. Из них 609 - государственные учебные заведения, 718 представляют частные учебные заведения.
В настоящее время, по словам правительственного источника, в России насчитывается почти 5,5 млн студентов, 4,8 млн из которых учатся в государственных ВУЗах, причем за последние 10 лет число студентов в государственных ВУЗах удвоилось.
Вместе с тем, за последние три года зафиксирован резкий рост числа частных ВУЗов. Если в 1998 году их насчитывалось всего 334, то в 2000 году уже 652 учебных заведения с частным капиталом. Кроме того, возросло число студентов, обучающихся по договорам с денежной формой оплаты. Так, в 1998 году их было 20 проц от общего числа студентов государственных ВУЗов, в 2000 году - 34 проц, в 2001 - 40,7 проц.
Как подчеркнули в правительстве, одновременно растут расходы на высшее образование из государственной казны. В частности, если в 1998 году на высшее образование бюджет выделил 7 млрд рублей в год, то в 1999 году - 9,2 млрд рублей, в 2000 - 14,5 млрд рублей, в 2001 году - 20,6 млрд рублей, а в 2002 году эта цифра увеличилась до размера 30,5 млрд рублей.
Главным недостатком в системе высшего образования в правительстве считают то, что 40 проц выпускников не в состоянии найти работу по специальности после окончания срока обучения.
Кроме того, в Кабинете министров обращают внимание на "искаженную структуру государственного высшего образования". Так, если в 1999 году "нормальной" считалась ситуация, когда в стране существовало две академии, 42 университета, 470 института, то в 2002 году число университетов увеличилось до 305, академий - 172, а институтами числились только 132 высших учебных заведения.
Также в правительстве считают одной из негативных проблем развитие "рынка черных и серых услуг, связанных со вступительными экзаменами и факультативным обучением". При этом, в правительстве все же ставят главной задачей как развитие государственных ВУЗов, так и развитие коммерческих высших учебных заведений с хорошим уровнем образования.