Парламент, избранный лишь 15 мая, и из всех необходимых процедур успевший лишь избрать себе спикера, во вторник 4 июня уже принял положительное постановление, на которое не решался его прежний состав целых 8 лет.
Вопрос участия Голландии в проекте создания американского ударного истребителя впервые был поднят в 1994 году, когда американские власти предложили ей примкнуть к консорциуму западных стран, созданных под этот дорогостоящий проект. К тому времени в нем согласились участвовать Турция, Великобритания, Канада, Италия и Норвегия. Во главе консурциума встала американская компания "Локхид Мартин", двигатели для будущего самолета разрабатывали "Дженерал электрик" и "Пратт энд Уитни".
Стоимость потенциального портфеля заказов на будущие самолеты достигала почти 9 млрд долларов, но и связанные с проектом риски были высокими. Однако правительство Вима Кока все-таки предложило парламенту одобрить решение об участии в нем Нидерландов.
Прозаседав несколько рабочих дней, прежний голландский парламент, в основном состоявший тогда из социал-демократов, отклонил предложение правительства. Вопрос затем обсуждался несколько лет, но без результатов. Последняя попытка провести проект участия Голландии в создании ударного истребителя поднимался за несколько недель до выборов в новый парламент, но был отложен из-за отставки правительства.
И только после того, как на парламентских выборах 15 мая в нижней палате сформировалась правоцентристская коалиция христианских демократов и националистов партии "Лист Пима Фортейна", вопрос решился в пользу участия в проекте. Голландия вложит в него 900 млн долларов, получив взамен возможность приобрести 85 будущих новейших истребителей. Это произойдет в 2010 году.
Сегодня голландские аналитики обращают внимание на то, что этот важнейший вопрос в парламенте практически не обсуждался, а был сразу проголосован и принят. Причем центральную роль в этом сыграла партия "Лист Пима Фортейна", активно выступившая за проект "Джей-Эс-Эф". В то же время, ее недавно убитый лидер, в честь которого партия называется, при жизни активно боролся против всякого политиканства и закулисных игр в парламентской практике.
Обозреватель "Радио Нидерландов", комментируя все происшедшее, задал вполне закономерный вопрос: "Ну и что же теперь изменилось в голландской политике?"