Инициатива создания скульптуры принадлежали приходу Крестовоздвиженской церкви. Сергей Алипов считает честью воплотить в бронзе образ последнего российского императора, тем более, что он давно работает над композициями, посвященными царю-мученику и святым русской православной церкви.
Он рассказал, что работа над бюстом продолжалась около полугода. Для создания скульптурного портрета он использовал только исторические изображения Николая II, в том числе уникальные фотографии, сохранившиеся в собраниях частных коллекционеров и историков. "За это время я не раз вспоминал замечательный гипсовый бюст Николая II работы Марка Антокольского, выставленный в Государственном Русском музее", заметил он. Кроме того, скульптор обращался и к другой композиции Антокольского - "Христос перед судом народа". По словам Алипова, эта аналогия была навеяна историческими событиями, произошедшими в последний год правления Николая II.
Сергей Алипов напомнил, что после "бескровной" февральской революции 1917 года при проведении первых демократических выборов в Думу более 80 проц голосов набрали партии левого и экстремистского толка, в том числе большевики, эсэры и анархисты. "Условно говоря, глядя на стоящих перед ним Иисуса Христа и разбойника Варавву, народ снова выбрал Варавву", заметил Алипов. "Поэтому государя я изобразил в тот момент, когда тот был окружен предателями и клеветниками, беззащитен и унижен, однако не утратил своего достоинства", сказал скульптор.
По словам Алипова, место для памятника было выбрано настоятелем Крестовоздвиженской церкви отцом Владимиром. Бронзовый бюст последнего российского императора установлен сразу у алтаря. Автор считает это место удачным. "Хотя памятник царю-мученику и не будет виден с улицы, это оградит его от посягательств членов экстремистски настроенных организаций", сказал Сергей Алипов.