Последняя катастрофа "МиГ-21 Бис", произошедшая 2 мая, унесла жизни 8 человек в городе Джаландар /штат Пенджаб/. Летчику удалось катапультироваться. Этот тип самолета - лучший из вариантов "МиГ-21", производимых компанией "Хиндустан аэронаутикс Лтд" /ХАЛ/.
Всего до начала 1990-х годов было выпущено 250 "МиГ-21 Бис", 123 из которых проходят сейчас модернизацию в ХАЛ.
Согласно "Файнэншл экспресс", с начала 1990-х годов Россия прекратила эксплуатацию "МиГ-21" и выпуск запчастей, "поэтому Индии приходится закупать некачественные запчасти в странах Восточной Европы".
Газета утверждает, что "производимые ХАЛ по российской лицензии качественные запчасти поставляются Вьетнаму и Алжиру, но не индийским ВВС, поскольку они не способны платить по ценам, установленным ХАЛ".
По данным газеты "Индиан экспресс", три варианта "МиГ-21" составляют почти 75 проц ВВС Индии. "МиГ-21 ФЛ" был принят на вооружение в конце 1960-х годов, "МиГ-21 М" - в 1970-х годах и "МиГ-21 Бис" - в 1980-х годах.
Официальная статистика утверждает, что с 1991 по 2000 год произошли 283 аварии, в которых индийские ВВС потеряли 221 самолет и погибли 100 пилотов. 62 проц случаев были связаны с истребителями "МиГ-21", выпущенными ХАЛ в 1960-х годах. Причиной 42 проц аварий является "человеческий фактор", 44 проц - технические неполадки и 7 проц - столкновения с птицами.
Что касается тренировок пилотов индийских ВВС, то СМИ отмечают полное отсутствие необходимого оборудования и инфраструктуры. Более 16 лет на стадии окончательного решения находится вопрос о закупке современного учебно-тренировочного самолета.