Поддержка регламентации рыночного оборота сельскохозяйственных земель центристским большинством Государственной думы, которая планирует начать рассмотрение этого вопроса в ходе текущей сессии, у наблюдателей сомнений не вызывает. Депутаты разных фракций подготовили шесть аналогичных законопроектов, однако в качестве базового рассматривается вариант правительства; депутатские же предложения, вероятно, будут рассматриваться позже, в качестве поправок и дополнений.
Шансы коммунистической оппозиции блокировать законодательное решение о рыночном обороте сельскохозяйственных земель оцениваются как нулевые. Минувшей осенью коммунисты уже предпринимали безрезультатные попытки не пропустить через парламент проект Земельного кодекса, устанавливающего рыночные отношения в земельной сфере. Максимум, чего им удалось добиться - это уговорить своих коллег вывести из документа нормы, регулирующие оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Впрочем, к такому решению центристы склонялись и без давления левых. Главная причина - масштабность и новизна проблемы. Сельскохозяйственные земли занимают четверть территории России. Их размер - приблизительно 430 - 440 миллионов гектаров, находящихся в разных географических и климатических зонах. Плодородие, а следовательно, и рыночная цена южнороссийских черноземов сильно отличаются от аналогичных показателей суглинков Центральной России.
Очевидно, что отправляться в рыночный поход по российским землям нельзя без карты и подробного плана всего путешествия. Выступая перед членами Госсовета Президент Путин указал на необходимость составления исчерпывающего кадастра российских земель. Таким образом, в ближайшее время российским властям предстоит закончить их опись и классификацию, а это, учитывая масштабы России, довольно сложно.
Другая важнейшая задача - подготовка инфраструктуры земельного рынка. Предполагается, что он будет контролироваться государством - прежде всего, региональными властями, которые будут регистрировать на нем все сделки.
Уровень регионов станет ключевым с точки зрения оборота сельскохозяйственных земель. Не случайно правительственный законопроект предлагает субъектам Федерации самостоятельно устанавливать сроки введения сельскохозяйственной земли в рыночный оборот.
Главная экономическая задача, которую ставят правительство и президент при создании рынка сельхозземель - использовать земельные ресурсы России для ускорения экономического роста, интенсификации сельского хозяйства, повышения его производительности, что становится крайне актуальным в связи с предстоящим присоединением России к ВТО и связанным с этим усилением конкуренции на сельскохозяйственном рынке.
В те годы, когда государство откладывало решение земельной проблемы, в России развивался теневой оборот земли. По усредненным оценкам, около трети всех земель сельскохозяйственного назначения в стране находятся сейчас в частных руках. Такая ситуация заставляет страдать бюджеты всех уровней - они недополучают налоги. Причем если федеральному бюджету в этих условиях становится труднее финансировать структурные реформы в экономике, то региональные вынуждены сокращать финансирование местных экономических программ, а муниципалитеты не в состоянии справиться с проблемами своего уровня, такими, например, как строительство и ремонт жилья и дорог.
Введение рыночного оборота земли может, таким образом, ускорить проведение всего комплекса российских реформ. Затягивание же с решением этого вопроса неминуемо затормозит рыночные реформы в других сферах.
Разумеется, не все вопросы, касающиеся национальной и региональной специфики будущего российского рынка сельскохозяйственных земель, окончательно ясны. Каково будет участие на этом рынке иностранцев? Региональные лидеры выступают за ограничение их прав в приграничных регионах. Каким должен быть предельный размер земельного участка, находящегося в частных руках? Правительство высказывается против создания в России латифундий, однако конкретные размеры земельного участка, который может находиться в чьей-то частной собственности, вероятно, станет предметом парламентской дискуссии. Еще один важный вопрос - будет ли купля-продажа единственной правовой формой земельного оборота, какую роль здесь будет играть аренда?
Весь этот комплекс проблем, дополняющийся и другими вопросами, такими, например, как строго целевое использование сельхозземель, вскоре будет обсуждаться в парламенте. Прогнозировать конкретные решения пока сложно. Очевидно одно: рынок сельскохозяйственной земли в России будет создан.