Что успел сделать Путин как президент огромной страны за половину того времени, что отвели ему избиратели? Как ни удивительно, свой главный, основной, решающий шаг путинская Россия сделала в экономике. Шок дефолта 1998 года полностью преодолен. Проблема внешнего долга, которую всего три-четыре года назад едва ли не все заморские и отечественные экономические светила называли главной российской хворью на десятилетия вперед, практически испарилась. Как-то незаметно для обывателя она превратилась в чисто техническую, можно сказать, "мелочь", которая решается без особого шума на уровне финансовых операций Минфина и Центробанка. Причем устранение с "большой" повестки дня проблемы внешнего долга стало лишь следствием начавшегося в стране приблизительно в 1999 году, во время премьерства Путина, экономического роста. При Путине-президенте произошла почти полная загрузка производственных мощностей, простаивавших в течение тех лет, когда российская экономика искала себя в структурных реформах. В результате - не просто пятипроцентный экономический рост за прошлый год, но и все более зримый уход от нефтеэкспортной зависимости - и российской экономики, и всей российской жизни. При этом - что важно! - никаких заигрываний или попыток составить единую партию с ОПЕК при формировании мировых цен на нефть. Россия возвращается на мировой нефтяной рынок как самостоятельный игрок, и не в последнюю очередь из-за того, что за два путинских года она сумела во многом избавиться от тех зависимостей, которые до этого не давали ей нормально развиваться - от зависимости нефтедолларовой и от зависимости от международных кредитных вливаний.
Что предпринимает страна, почти сбросившая тянущие ее к земле вериги? Бытовало опасение, что, почувствовав под собой силу возрождающейся России, поддержку населения, которая и сейчас остается стабильно высокой, молодой президент поведет страну по наезженному пути так называемых "имперских амбиций" и усиленной милитаризации. Ничего этого не произошло. Да, Путин проявляет огромный интерес к армии, к флоту, к новейшим научным разработкам, он может подняться в воздух на истребителе и спуститься в океанские глубины на подводной лодке. Но всех этих качеств в нем - не более, чем в любом другом российском руководителе на протяжении всей ее истории. При желании дотошные исследователи найдут аналогии даже с Горбачевым.
Суть президентства Путина, очевидно, надо искать все же не в возрождении "имперского духа" и тому подобном. Ведь в Кремле еще продолжалась подготовка к торжествам по случаю инаугурации, а новый президент уже полным ходом готовил административно-политическую реформу. Вскоре были созданы семь федеральных округов, каждый руководитель субъекта Федерации стал членом Государственного совета с прямым выходом на президента, кардинально изменился принцип формирования верхней палаты парламента - Совета Федерации. Но это были, надо думать, только первые шаги.
Наиболее рациональная организация государственной власти, и, как следствие, - установление ее гармоничных отношений с формирующимся свободным и демократичным гражданским обществом, как представляется, до сих пор - сверхзадача президента России Владимира Путина. Не случайно, кажется, он несколько отстранен, например, от конкретной проблематики экономического реформирования, высказываясь по вопросам ведения правительства только в самых неотложных случаях - когда надо повысить пенсии, навести порядок с бюджетными выплатами или срочно провести комплекс мер, сдерживающих инфляцию.
Путин может позволить себе такую сдержанность - ему, кажется, впервые за почти два десятка лет удалось заложить в России основы относительно консолидированной политической системы. Давно ли было возможно, чтобы российский парламент без убийственных дискуссий поддерживал основные инициативы правительства? Да при этом еще и центристское большинство в Госдуме как бы само вело определенную часть диалога общества с правительством, избавляя Путина от роли посредника или арбитра в этом разговоре. С другой стороны, взаимодействие президента с Государственным советом позволяет ему вести очень важный диалог с региональными лидерами, как бы держать руку на пульсе политических проблем и с этой стороны. На очереди у него, вероятно, реформа местного самоуправления - этой основы и базы любой демократической системы, к которой администрация президента после нескольких лет работы только готовится приступить по-настоящему.
Путин, действительно, строит новое государство в России. По многим признакам, и в это хочется верить, государство свободное и демократическое. Что мешает ему в этом? Первое - Чечня. Второе - слишком ретивые чиновники на местах, понимающие все слишком буквально и иногда создающие большие проблемы для свободы слова в России, прежде всего на периферии. В результате Путин теряет ту часть поддержки демократической общественности, которая так необходима ему в его государственно-демократических преобразованиях. Это как раз те два пункта, из-за которых либералы порой обвиняют Путина в "недемократизме", в тяготении к некоему государственному "авторитаризму".
Как представляется, именно от этих двух позиций - от Чечни и от развития свободы слова в России и будет зависеть окончательный успех путинской государственно-демократической реформы. Надо только правильно расставить все точки над "i".