Рейтинг@Mail.ru
Два года президента Путина - РИА Новости, 04.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Два года президента Путина

Читать ria.ru в
МОСКВА, 25 марта. /Политический обозреватель РИА "Новости" Юрий Филиппов/. Во вторник исполняется два года с того дня, как россияне избрали президентом страны Владимира Владимировича Путина.

Что успел сделать Путин как президент огромной страны за половину того времени, что отвели ему избиратели? Как ни удивительно, свой главный, основной, решающий шаг путинская Россия сделала в экономике. Шок дефолта 1998 года полностью преодолен. Проблема внешнего долга, которую всего три-четыре года назад едва ли не все заморские и отечественные экономические светила называли главной российской хворью на десятилетия вперед, практически испарилась. Как-то незаметно для обывателя она превратилась в чисто техническую, можно сказать, "мелочь", которая решается без особого шума на уровне финансовых операций Минфина и Центробанка. Причем устранение с "большой" повестки дня проблемы внешнего долга стало лишь следствием начавшегося в стране приблизительно в 1999 году, во время премьерства Путина, экономического роста. При Путине-президенте произошла почти полная загрузка производственных мощностей, простаивавших в течение тех лет, когда российская экономика искала себя в структурных реформах. В результате - не просто пятипроцентный экономический рост за прошлый год, но и все более зримый уход от нефтеэкспортной зависимости - и российской экономики, и всей российской жизни. При этом - что важно! - никаких заигрываний или попыток составить единую партию с ОПЕК при формировании мировых цен на нефть. Россия возвращается на мировой нефтяной рынок как самостоятельный игрок, и не в последнюю очередь из-за того, что за два путинских года она сумела во многом избавиться от тех зависимостей, которые до этого не давали ей нормально развиваться - от зависимости нефтедолларовой и от зависимости от международных кредитных вливаний.

Что предпринимает страна, почти сбросившая тянущие ее к земле вериги? Бытовало опасение, что, почувствовав под собой силу возрождающейся России, поддержку населения, которая и сейчас остается стабильно высокой, молодой президент поведет страну по наезженному пути так называемых "имперских амбиций" и усиленной милитаризации. Ничего этого не произошло. Да, Путин проявляет огромный интерес к армии, к флоту, к новейшим научным разработкам, он может подняться в воздух на истребителе и спуститься в океанские глубины на подводной лодке. Но всех этих качеств в нем - не более, чем в любом другом российском руководителе на протяжении всей ее истории. При желании дотошные исследователи найдут аналогии даже с Горбачевым.

Суть президентства Путина, очевидно, надо искать все же не в возрождении "имперского духа" и тому подобном. Ведь в Кремле еще продолжалась подготовка к торжествам по случаю инаугурации, а новый президент уже полным ходом готовил административно-политическую реформу. Вскоре были созданы семь федеральных округов, каждый руководитель субъекта Федерации стал членом Государственного совета с прямым выходом на президента, кардинально изменился принцип формирования верхней палаты парламента - Совета Федерации. Но это были, надо думать, только первые шаги.

Наиболее рациональная организация государственной власти, и, как следствие, - установление ее гармоничных отношений с формирующимся свободным и демократичным гражданским обществом, как представляется, до сих пор - сверхзадача президента России Владимира Путина. Не случайно, кажется, он несколько отстранен, например, от конкретной проблематики экономического реформирования, высказываясь по вопросам ведения правительства только в самых неотложных случаях - когда надо повысить пенсии, навести порядок с бюджетными выплатами или срочно провести комплекс мер, сдерживающих инфляцию.

Путин может позволить себе такую сдержанность - ему, кажется, впервые за почти два десятка лет удалось заложить в России основы относительно консолидированной политической системы. Давно ли было возможно, чтобы российский парламент без убийственных дискуссий поддерживал основные инициативы правительства? Да при этом еще и центристское большинство в Госдуме как бы само вело определенную часть диалога общества с правительством, избавляя Путина от роли посредника или арбитра в этом разговоре. С другой стороны, взаимодействие президента с Государственным советом позволяет ему вести очень важный диалог с региональными лидерами, как бы держать руку на пульсе политических проблем и с этой стороны. На очереди у него, вероятно, реформа местного самоуправления - этой основы и базы любой демократической системы, к которой администрация президента после нескольких лет работы только готовится приступить по-настоящему.

Путин, действительно, строит новое государство в России. По многим признакам, и в это хочется верить, государство свободное и демократическое. Что мешает ему в этом? Первое - Чечня. Второе - слишком ретивые чиновники на местах, понимающие все слишком буквально и иногда создающие большие проблемы для свободы слова в России, прежде всего на периферии. В результате Путин теряет ту часть поддержки демократической общественности, которая так необходима ему в его государственно-демократических преобразованиях. Это как раз те два пункта, из-за которых либералы порой обвиняют Путина в "недемократизме", в тяготении к некоему государственному "авторитаризму".

Как представляется, именно от этих двух позиций - от Чечни и от развития свободы слова в России и будет зависеть окончательный успех путинской государственно-демократической реформы. Надо только правильно расставить все точки над "i".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала