Рейтинг@Mail.ru
Исполняется 75 лет со дня последней выставки российского общества художников "Бубновый валет" в стенах Третьяковской галереи - РИА Новости, 04.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Исполняется 75 лет со дня последней выставки российского общества художников "Бубновый валет" в стенах Третьяковской галереи

75 лет назад в стенах Третьяковской галереи открылась выставка художников "Бубновый валет"

Читать ria.ru в
Дзен
Последней эта экспозиция оказалась при жизни участников нашумевшей группы, чей костяк составили Илья Машков, Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Александр Куприн, Роберт Фальк. Но и позже, когда все эти мастера были причислены к классикам ХХ века, а их картины украсили музеи, специальных выставок общества не проводилось вплоть до последних лет.
МОСКВА, 1 марта. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. Минуло ровно 75 лет с того дня, как в стенах Третьяковской галереи открылась последняя выставка российского общества художников "Бубновый валет".

Последней эта экспозиция оказалась при жизни участников нашумевшей группы, чей костяк составили Илья Машков, Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Александр Куприн, Роберт Фальк. Но и позже, когда все эти мастера были причислены к классикам ХХ века, а их картины украсили музеи, специальных выставок общества не проводилось вплоть до последних лет.

Выставка 1927 года стала прощальным "сбором друзей", давно разошедшихся в разные стороны. Истории объединения специалисты отводят период с 1911 по 1917 годы. Ретроспективный показ творчества Лентулова, Фалька, Кончаловского и других мастеров Третьяковка устроила спустя 10 лет после раскола группы (он почти совпал с Октябрьским переворотом). Ее рождение связано с выставкой картин, прошедшей в Москве в декабре 1910-январе 1911 года: тогда ненадолго слились два разных течения в живописи - сезаннизм и неопримитивизм. Последнее разрабатывали Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, и с "валетами" они вскоре расстались. Тем не менее, броским и откровенно эпатирующим названием группа обязана именно Ларионову.

Стремясь противопоставить наименованиям группировок вроде "Голубой розы" или "Золотого руна" нечто грубо-нелепое, дабы подчеркнуть различия в художественном методе, он использовал игру слов: во французском обиходе "бубновый валет" - это мошенник и плут, а в России на спины арестантов-каторжников нашивали бубновый туз. Первым этот образ с кличкой "червонный валет" - вор и продажная душа - соединил Салтыков-Щедрин.

Через год после стартовой выставки Ларионов, в стремлении к более полному выражению "национального начала" и народной эстетики, устроил свою, альтернативную выставку, с вызовом назвав ее "Ослиный хвост". Русская пресса с интересом следила за бурной полемикой "хвостов" с "валетами": забавным в глазах обывателя выглядел "спор в стане авангардного искусства, которое многим казалось проявлением безумия или хулиганства", отмечает ведущий исследователь этого периода истории искусства, действительный член РАН Дмитрий Сарабьянов. Диспуты с участием художников и поэтов, организуемые обществом, часто кончались скандалами, публика освистывала докладчиков, но шла охотно. В стиле балагана устраивались и выставки: афиши напоминали уличные вывески, а в экспозиции изобретались всевозможные приемы, способные вызвать возмущение публики. Кстати, несколько членов общества - Ларионов, Куприн, Фальк - были изгнаны из Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

"Бубновый валет", словно магнит, притягивал к себе самых разных художников: временами вместе с ним выставлялись и будущие лидеры авангарда - Казимир Малевич, Ольга Розанова, Василий Кандинский, Марк Шагал. В своей программе "валеты" многое отрицали в современном искусстве, дразнили мещан и приверженцев рутины, выступали против Академии художеств и передвижников, а также против символистов, импрессионистов. На щит были поднят лубок, городской фольклор, крестьянская игрушка, народное искусство, а также французская школа - Сезанн, Ван Гог, Гоген, Пикассо.

Общество стремилось "освободить живопись от чужеродных наслоений - литературности, многословия, измельченных форм, стилизаторства, вернуть ей способность в полную силу пользоваться присущими только ей средствами - цветом, линией, пластикой", - подчеркивает Сарабьянов.

Сколь широк творческий диапазон участников группы, столь несхожа их судьба. Если Кончаловский встретил старость в почете и уважении, то Куприн, не имея денег на холсты, писал поверх своих ранних работ - их утрату теперь оплакивают искусствоведы. Гончарова и Ларионов уехали в эмиграцию и в 1960-е годы умерли в Париже. Фальк же стал одним из первых художников "подполья" - лишенный возможности выставляться, он показывал свои картины на чердаке в мастерской. В наши дни, когда любой музей считает наследие этих мастеров своим "золотым фондом", на вернисажах или аукционах их картины неизменно вызывают восторг, кажется неправдоподобным, что в СССР "Бубновый валет" на десятки лет был исключен из художественной жизни.

Сегодня в Москве, помимо постоянной экспозиции "Искусство ХХ века" в Третьяковке, где широко представлены участники "Бубнового валета", их работы можно видеть на нескольких выставках. В Московском центре искусств развернута экспозиция "Бубновый валет. Путь на Запад? Путь к себе?", вобравшая в себя произведения из собраний 10-ти провинциальных музеев России. Картины оказались в "глубинке" в 20-е годы в результате перераспределения музейных фондов. Галерея "Элизиум" показала редко экспонируемые холсты из частных собраний. Наконец, новые для зрителя рисунки Натальи Гончаровой - первой художницы-авангардистки демонстрирует Третьяковка, где открыта выставка "Женский взгляд".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала