Последней эта экспозиция оказалась при жизни участников нашумевшей группы, чей костяк составили Илья Машков, Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Александр Куприн, Роберт Фальк. Но и позже, когда все эти мастера были причислены к классикам ХХ века, а их картины украсили музеи, специальных выставок общества не проводилось вплоть до последних лет.
Выставка 1927 года стала прощальным "сбором друзей", давно разошедшихся в разные стороны. Истории объединения специалисты отводят период с 1911 по 1917 годы. Ретроспективный показ творчества Лентулова, Фалька, Кончаловского и других мастеров Третьяковка устроила спустя 10 лет после раскола группы (он почти совпал с Октябрьским переворотом). Ее рождение связано с выставкой картин, прошедшей в Москве в декабре 1910-январе 1911 года: тогда ненадолго слились два разных течения в живописи - сезаннизм и неопримитивизм. Последнее разрабатывали Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, и с "валетами" они вскоре расстались. Тем не менее, броским и откровенно эпатирующим названием группа обязана именно Ларионову.
Стремясь противопоставить наименованиям группировок вроде "Голубой розы" или "Золотого руна" нечто грубо-нелепое, дабы подчеркнуть различия в художественном методе, он использовал игру слов: во французском обиходе "бубновый валет" - это мошенник и плут, а в России на спины арестантов-каторжников нашивали бубновый туз. Первым этот образ с кличкой "червонный валет" - вор и продажная душа - соединил Салтыков-Щедрин.
Через год после стартовой выставки Ларионов, в стремлении к более полному выражению "национального начала" и народной эстетики, устроил свою, альтернативную выставку, с вызовом назвав ее "Ослиный хвост". Русская пресса с интересом следила за бурной полемикой "хвостов" с "валетами": забавным в глазах обывателя выглядел "спор в стане авангардного искусства, которое многим казалось проявлением безумия или хулиганства", отмечает ведущий исследователь этого периода истории искусства, действительный член РАН Дмитрий Сарабьянов. Диспуты с участием художников и поэтов, организуемые обществом, часто кончались скандалами, публика освистывала докладчиков, но шла охотно. В стиле балагана устраивались и выставки: афиши напоминали уличные вывески, а в экспозиции изобретались всевозможные приемы, способные вызвать возмущение публики. Кстати, несколько членов общества - Ларионов, Куприн, Фальк - были изгнаны из Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
"Бубновый валет", словно магнит, притягивал к себе самых разных художников: временами вместе с ним выставлялись и будущие лидеры авангарда - Казимир Малевич, Ольга Розанова, Василий Кандинский, Марк Шагал. В своей программе "валеты" многое отрицали в современном искусстве, дразнили мещан и приверженцев рутины, выступали против Академии художеств и передвижников, а также против символистов, импрессионистов. На щит были поднят лубок, городской фольклор, крестьянская игрушка, народное искусство, а также французская школа - Сезанн, Ван Гог, Гоген, Пикассо.
Общество стремилось "освободить живопись от чужеродных наслоений - литературности, многословия, измельченных форм, стилизаторства, вернуть ей способность в полную силу пользоваться присущими только ей средствами - цветом, линией, пластикой", - подчеркивает Сарабьянов.
Сколь широк творческий диапазон участников группы, столь несхожа их судьба. Если Кончаловский встретил старость в почете и уважении, то Куприн, не имея денег на холсты, писал поверх своих ранних работ - их утрату теперь оплакивают искусствоведы. Гончарова и Ларионов уехали в эмиграцию и в 1960-е годы умерли в Париже. Фальк же стал одним из первых художников "подполья" - лишенный возможности выставляться, он показывал свои картины на чердаке в мастерской. В наши дни, когда любой музей считает наследие этих мастеров своим "золотым фондом", на вернисажах или аукционах их картины неизменно вызывают восторг, кажется неправдоподобным, что в СССР "Бубновый валет" на десятки лет был исключен из художественной жизни.
Сегодня в Москве, помимо постоянной экспозиции "Искусство ХХ века" в Третьяковке, где широко представлены участники "Бубнового валета", их работы можно видеть на нескольких выставках. В Московском центре искусств развернута экспозиция "Бубновый валет. Путь на Запад? Путь к себе?", вобравшая в себя произведения из собраний 10-ти провинциальных музеев России. Картины оказались в "глубинке" в 20-е годы в результате перераспределения музейных фондов. Галерея "Элизиум" показала редко экспонируемые холсты из частных собраний. Наконец, новые для зрителя рисунки Натальи Гончаровой - первой художницы-авангардистки демонстрирует Третьяковка, где открыта выставка "Женский взгляд".