Бэр по праву считается основоположником отечественной эмбриологии и онтогенеза. Немецкий естествоиспытатель связал свою судьбу с Россией в 1822 году, когда был приглашен в Петербург, где стал профессором зоологии и действительным членом Российской академии наук. В историю российской культуры XIX века Бэр вошел и как ихтиолог, этнограф, географ-путешественник и как знаток библиотечного дела. Антропологи называют его "Линнеем в области классификации черепов". Но важнейшая заслуга Бэра перед наукой - открытый им в 1828 году "закон зародышевого сходства", утвердивший закономерности в развитии эмбрионов различных организмов.
С именем Бэра связано возникновение Этнографического музея при Российском Географическом обществе, а также Зоологического музея РАН. Основанный как зоологический отдел петровской Кунсткамеры, самостоятельным Зоомузей стал в 1832 году, а собрание Бэра было среди его первых коллекций. За огромные заслуги при создании крупнейшей в России сокровищницы подобного профиля ученому поставлен памятник в Зоологическом институте РАН (Петербург) - в ХХ веке музей вошел в его состав.
Широту научных интересов Бэра современники отмечали еще при жизни: "Начав с яйца, он показал человека человеку", - гласит надпись на медали, выбитой в его честь в 1864 году. К выставке сотрудники ГДМ воссоздали кабинет учёного, собрали прижизненные издания его трудов. Главный среди них - "История развития животных" - издан в 1828 году по-немецки, а на русский язык был полностью переведен лишь в 1950 году.