Выступая в пятницу на Всемирном экономическом форуме в Нью-Йорке в рамках дискуссии по вопросу о внешней политики Европы, Маргелов заявил, что проявленная цивилизованной частью мира сплоченность перед общим врагом - терроризмом позволяет надеяться на движение по пути адаптации международных отношений к реалиям "мира после холодной войны".
Как сказал Маргелов, события 11 сентября и проявленная после них недвусмысленная поддержка России антеррористической коалиции придали новые измерения атлантической солидарности.
В качественно новой ситуации важным, по мнению Маргелова, является вопрос о том, как будут складываться в этих новых условиях отношения России с ЕС и США, каково будущее НАТО.
По словам Маргелова, Европа не может не учитывать происходящих в России изменений. Председатель международного комитета указал, в частности, что новое трансатлантическое уравнение больше не подразумевает противостояния России. Это следует из предлагаемой британским премьером Тони Блэром формулы сотрудничества "19+1".
Маргелов считает это адекватным ответом на модернизационный курс президента России Владимира Путина. Одним из важнейших его следствий является постепенная демилитаризация России, пояснил Маргелов. По его словам, он имеет в виду не только собственно разоруженческий процесс, но и структурные реформы и "демилитаризацию общественного сознания".
Все это создает важные предпосылки для строительства новых отношений в Европе, отметил Маргелов.
Тем не менее, в России не ожидают, что этот процесс будет быстрым. Глава комитета верхней палаты российского парламента указал, что в духе противостояния воспитаны те, кто сегодня возглавляет оперативные штабы и группы планирования НАТО, и в их представление не укладывается участие России в европейских структурах безопасности.
По мнению Маргелова, и в России далеко не все готовы адаптироваться к новой реальности.
Однако, подчеркнул Маргелов, "если мы рассчитываем завещать нашим детям что-нибудь кроме отложенных кризисов, предметный переговор нам придется начинать уже сегодня".
"Если мы на деле верим в перспективу" создания единого европейского экономического пространства, включающего Россию, о чем говорилось в ходе последнего саммита России-ЕС, то надо согласиться и с тем, что оно не станет реальностью без единого пространства безопасности, заметил Маргелов.
По его словам, в свете событий 11 сентября Европа должна решить, готова ли она взять на себя значительную часть той ответственности за безопасность, которую ранее делегировала США, в том числе, в рамках НАТО.
Положительный ответ на этот вопрос, по словам Маргелова, станет еще одни аргументом в пользу самостоятельного внешнеполитического курса Европы. Если же ответ на этот вопрос отрицательный, то Европа в любом случае должна будет считаться с изменившейся ролью России, подчеркнул Михаил Маргелов.