Уже на протяжении нескольких месяцев, бельгийская полиция ведет расследование в рамках, так называемого, дела о "сбыте фальшивых паспортов", которые были обнаружены у двух террористов, совершивших покушение на Масуда. Паспорта были украдены у бельгийских граждан, работавших в посольстве Бельгии в Гааге и в консульстве в Страсбурге.
Именно наличие этих паспортов усыпило бдительность охранников "Пандшерского льва", когда 9 сентября в одном из населенных пунктов на севере Афганистана они допустили на интервью к Масуду двух "журналистов", вооруженных видеокамерой со встроенной взрывчаткой.
В рамках расследования обстоятельств подготовки этого покушения прокуратурой Брюсселя было проведено 11 обысков и арестовано свыше 20 человек, семи из которых уже предъявлено официальное обвинение. Следствие также вышло на непосредственных организаторов преступления - лиц, подозреваемых в подделке паспортов и выдаче их убийцам Масуда.
Речь идет о трех французах тунисского происхождения и одном алжирце которых арестовали во Франции "по наводке" бельгийских правоохранительных органов. У них нашли несколько билетов на авиарейсы в Иран и Пакистан, осуществлявшихся в период с 2000 по 2001 год, а также различную экипировку для передвижения по горам.
На сегодняшний день задержанным предъявлены обвинения в "соучастии в преступной деятельности, связанной с осуществлением террористического акта" и в "подготовке и распространении фальшивых документов".
Пока арестованные во Франции подозреваемые в организации покушения на главу Северного альянса отвергают свою причастность к этому преступлению, а также какую-либо принадлежность к радикальным исламистским группировкам.
Однако бельгийские и французские следователи имеют все основания предполагать наличие тесных связей между задержанными и террористической организацией Усамы бен Ладена.
Одним из главных доказательств подобного утверждения, по мнению правоохранительных органов, служит тот факт, что в одном из компьютеров "Аль-Каиды" в Кабуле была обнаружена копия аккредитационного письма, выданного двум "журналистам-камикадзе", убившим Масуда.
Кроме того, бельгийские правоохранительные органы не исключают, что готовившееся в Европе покушение на Масуда было организовано в тесном взаимодействии с лидером тунисского радикального исламистского движения Абу Саяфом, который известен своими связями с бен Ладеном и довольно часто наведывался в Афганистан. Он также руководил сетью лагерей по тренировке террористов, которая располагалась на афганской территории и входила в структуры "Аль-Каиды".
Именно Абу Саяф, этот "борец за джихад в Тунисе", по мнению бельгийской полиции, мог дирижировать операцей по устранению Масуда, располагая для этого весьма широкой агентурной сетью в Европе. Об основательности подобного предположения свидетельствует еще и то, что один из убийц Масуда, тунисец Дахман Абд аль-Саттар, довольно долгое время находился в Брюсселе, где активно участвовал в подпольной деятельности тунисской группы исламских радикалов.
Эта группа набирала добровольцев в Афганистан и являлась одной из ячеек "Аль-Каиды" в Европе.
Бельгийские правоохранительные органы не отрицают, что в Брюсселе действовала группа террористов, занимавшихся отправкой бельгийских граждан в тренировочные лагеря бен Ладена с целью их последующего участия в боевых действиях в Афганистане в рядах "Аль-Каиды".
Как утверждают в полиции, таких бельгийских добровольцев было не больше дюжины, и все они алжирского, марокканского или тунисского происхождения.
Однако многие бельгийские обозреватели высказывают предположение, что речь идет не о "двух-трех натурализированных бельгийцах", которые участвовали в подготовке покушения на Масуда или тренировались в лагерях "Аль-Каиды", а о многочисленных бельгийских семьях арабского происхождения, члены которых отправлялись в Джелалабад, бывший опорный пункт талибов, и сражались под знаменами бен Ладена.